?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мне хочется поговорить о катушечных магнитофонах. Нет, это не обзор техники, а скорее философия.
Но сначала небольшой экскурс в историю.
В начале 1980-ых качество аналоговой звукозаписи, благодаря высоким параметрам магнитной ленты и первоклассным катушечным магнитофонам, достигло небывалых высот. У каждого работающего и уважающего себя меломана в Советском Союзе дома был катушечный магнитофон. На нём слушались в основном перезаписи с виниловых пластинок или чисто-советское изобретение - студийные магнито-альбомы различных рок-, а позднее и поп-групп.
Дело в том, что в СССР большинство нормальной музыки было под запретом. А если ты поёшь в вокально-инструментальном ансамбле и твои песни не про вечно-живого Ленина и не про любовь к партии, то вероятность, что твои творения когда-нибудь будут наштампованы на виниле равнялась нулю. Поэтому единственный способ для рок-групп донести свою музыку до широких масс - это выпустить магнито-альбом на катушке, поскольку для выпуска официального носителя - виниловой пластинки, которая продавалась бы в музыкальном магазине любого города за 3 р. 50 копеек, - нужно было пройти через все круги ада Министерства Культуры СССР и, разумеется, для людей, поющих на острые социальные темы даже сама мысль об официальном издании на советском лейбле "МЕЛОДИЯ" казалась за гранью реальности.
Такие рок-группы, как Кино, Аквариум, Зоопарк, начали выпускать студийные магнито-альбомы - альбомы, которые по качеству звука почти не уступали официально-изданным на пластинках. Разница была лишь в том, что они выходили на катушках, поэтому их нельзя было найти на прилавках музыкальных магазинов. Благо начиная где-то с 1984-го года во многих советских городах стали появляться студии звукозаписи, которые записывали на
пустую катушку клиента любую понравившуюся запись (чаще всего длиной в 40 минут - среднее время одного полноценного альбома на виниле) из огромного каталога музыки. Каталог в основном состоял конечно же из перезаписей (первых копий) с винила, но были и записи, изначально выпущенные на катушках. Многие начинающие музыканты специально рассылали свои демо-записи в крупные города с тем, чтобы хоть как-то дать о себе знать. Так, были записаны альбомы Арии "На службе силы зла", Наутилуса - "Разлука", Кино "Группа крови", Мираж "Первый альбом" и "Второй альбом", Банановые острова "Банановые острова", Владимир Шурочкин "Майский вечер", Динамик "Музыка телеграфных проводов", Маленький принц "Мы встретимся снова", Александр Новиков "Вези меня, извозчик" и многие-многие другие. Миллионы советских людей услышали эти культовые альбомы именно благодаря магнитофону. Было непринципиально, кассетник или катушечник, просто катушка давала наиболее качественный звук, который не уступал звуку с виниловой пластинки, особенно если учесть какие убогие вертушки были в то время у подавляющего большинства советских меломанов.
 И вот когда уже не одно поколение привыкло к катушкам как к основному носителю музыки (платишь себе 5 рублей за сторону в любой студии звукозаписи и выбираешь всё, что душе угодно), а к пластинкам относилась постольку поскольку (нормального выбора музыки на них всё равно не было, а песни про комсомол не каждому по вкусу), а тратить на зарубежные пласты по 100 рублей далеко не каждый мог позволить, рухнул железный занавес.
И тут мы узнали, что за рубежом уже давно изобрели красивую блестяшку под названием компакт-диск и что аналоговая запись - это вчерашний день.
И так получилось, что большинство советских людей, толком не распробовав такой великолепный формат как винил, с катушек сразу переключились на компакт-диски. А что? У него были одни плюсы - запись не портится от количества прослушиваний, быстрый доступ к любой дорожке, от времени ничего не осыпается, никаких хлопот с хранением,  не надо перематывать раз в 3 месяца для предотвращения копир-эффекта, да и вообще сплошные удобства, а главное занимает места меньше, чем катушка и вдобавок имеет какой-никакой, а буклетик с обложкой.
   А вот со звуком не всё было так однозначно. Дело в том, что формат CD был создан на скорую руку с учётом имеющейся на тот
момент элементной базы, поэтому заложили довольно низкую (на сегодняшний день - просто смешную) частоту дискретизации - 44100 Гц и совсем никакую разрядность - 16 бит,
что означало, что о сохранении изначальной формы сигнала с уровнем, например -66 дБ не могло быть и речи, поскольку честно закодировать тихий звук той же скрипки с помощью информационных 4 бит, используя импульсно-кодовую модуляцию и частоту проб - 44100 Гц невозможно.
Однако даже в плане звучания у CD перед катушкой было три явных плюса - отличное разделение стерео-каналов, а значит более читаемая музыкальная сцена, полное отсутствие шумов и никакой детонации при воспроизведении. Эти объективные вещи и подкупили многих, в том числе и меня, побыстрее перейти с осыпающихся всё сильнее с каждым годом катушек на CD.
Вдобавок к этому в 90-ых годах из продажи практически полностью исчезли катушки, а продажи CD сильно выросли и чуть ли не в каждом ларьке можно было купить пиратский альбом какого-нибудь популярного на данный момент исполнителя.
 
В 1993-ем году в моем городе закрыли единственную студию звукозаписи, так что достать что-либо на CD стало в разы проще, чем на магнитной ленте.
Всё шло к тому, чтобы забыть про аналоговые катушки и кассеты, одеколон, вату со спичками для протирки головок и прижимных роликов и перейти на удобный и довольно модный по тем временам носитель музыки - компакт-диск. Так я и сделал...
Но время показало, что аналоговые шумы и детонация не так обламывают кайф как холодная безэмоциональная музыка, которую порой даже не хочется слушать. Помимо и без того сильно несовершенного формата, очень многие звукозаписывающие лейблы, особенно начиная с 2000-ых годов, стали намеренно очень некачественно записывать музыку - ужасный клиппинг, компрессия и прочее, что было совершенно немыслимо в золотой век аналогового звука, когда даже превышение уровня в -3 дБ уже считалось дурным тоном и не приветствовалось ни одним уважающим себя звукорежиссером.
Так я стал остывать к CD.
К счастью аналоговый звук зарубежных исполнителей никуда не делся - благодаря интернету, банковским картам и eBay с MusicStack, в моём распоряжении были бывшие в употреблении пластинки со всего мира с тем самым почти катушечным звуком на любой вкус.
А вот с отечественными записями всё было не так радужно. Во-первых, ни один из перечисленных мною альбомов, кроме разве что Нау и Маленького принца, так и не было выпущен ни на CD, ни на виниле. Я имею ввиду, именно с точно такими же аранжировками и порядком песен как на оригинальном магнитоальбоме. Больше всех повезло Арии. Они выпустили винил с другим названием - "Герой асфальта" всего лишь через год после выпуска магнитоальбома "На службе силы зла", но почему-то выбросили песню  "Дай руку мне" и немного по-другому свели песни "1100" и "Баллада о древнерусском воине".
   С большой уверенностью можно утверждать,
что все эти альбомы в оригинальном виде никогда не будут изданы официально, а значит останутся только у меломанов в коллекциях, пока полностью не осыпятся.
Катушечник можно держать только ради слушания вот этих альбомов, качество которых правда портится год от года. А учитывая, что нет больше Cоветского Союза, а вместе с ним такого понятия, как магнитоальбом, записывать на катушки стало попросту нечего, ибо винил можно слушать прямо на пластинках, благо импортные иглы уже не запиливают пластинку за 8-10 прослушиваний как это было с советскими дископилами. А других аналоговых источников в мире и не осталось. Многие современные музыканты пишутся на студиях изначально в цифре, поэтому записывать их творения на катушку также не имеет особого смысла. Это всё равно, что переписывать CD на кассету. Вы получаете все минусы аналоговой кассеты (шумы, плохое разделение каналов, урезанный частотный диапазон) со всеми минусами цифрового компакт-диска (отсутствие живости и воздуха). Это наихудшее сочетание, поэтому мой друг, у которого был кассетник в 90-ых всегда предпочитал покупать фирменные студийные кассеты нежели переписывать на пустые кассеты с фирменных компактов.
Так что катушечные магнитофоны это скорее элемент фетиша - приятно смотреть как щёлкает ленто-протяжный механизм при нажатии кнопки "ПУСК" и лента приходит в движение, а ещё этот неповторимый и ни с чем не сравнимый запах горячего магнитофона. В детстве я ещё тащился от запаха новой катушки, но новых давно не делают.
А вот практического смысла в обладании хорошим катушечным магнитофоном, пусть даже с изрядным запасом фирменных пустых катушек с лентой на  сегодняшний день никакого, если конечно Вы не профессиональный музыкант, который пишется изначально в аналоге и не признаёт цифру ни в каком виде.
promo discoman апрель 7, 2017 08:00 67
Buy for 200 tokens
В наши дни в России музыку на компакт-дисках слушают очень немногие люди. Большинство моих друзей и знакомых крутят пальцем у виска, когда узнают, что я, как и 20 лет назад, продолжаю покупать эти переливающиеся всеми цветами радуги пластиковые блины. Откровенно говоря, я тоже лет эдак шесть не…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
(no subject) - lchak - May. 19th, 2013 10:49 am (UTC) - Expand
discoman
May. 19th, 2013 11:14 am (UTC)
видимо, писать про прошлое - это мой конёк:)
(no subject) - lchak - May. 20th, 2013 08:53 am (UTC) - Expand
2eritrocita
May. 28th, 2013 01:13 am (UTC)
А ещё одно время писали звук на видеокассеты. Качество изумительное и искать по меткам легко было.
discoman
May. 28th, 2013 06:26 am (UTC)
Совершенно верно!
Я одно время переписывал на VHS-кассеты особо ценные CD, проходившие через меня и взятые у друзей. И мне даже казалось, что запись с VHS звучит чуточку живее, чем CD. Но когда смог достать все переписанные когда-либо CD в оригинале, бросил это занятие. Возможно щас бы не убивался так по катушечному звуку:)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

Меломан
discoman
Disco Maniac

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel