Disco Maniac (discoman) wrote,
Disco Maniac
discoman

Categories:

Мой компьютерный мир. Часть VI

Для тех, кто пропустил предыдущие части:

Первая часть (Моё первое знакомство с микроэлектроникой)   ->  здесь

Вторая часть (Мой первый компьютер ZX Spectrum-48K с накопителем типа "кассетный магнитофон")  ->>  здесь

Третья часть (Мечты о Пентагоне-128K и мой первый персональный компьютер) ->>>  здесь

Четвёртая часть (Первый апгрейд до i486DX2-66 MHz) ->>>>  здесь

Пятая часть (Волшебный мир компьютерного звука и музыки с Sound Blaster Pro)  ->>>>>  здесь



В августе 1995-го, будучи в гостях у одноклассника, я впервые услышал, как звучит компакт-диск на хорошей аппаратуре. Сказать, что я был впечатлён, а точнее сражён наповал разрешением, чистотой, прозрачностью, глубиной стерео-панорамы и прочими поражающими мои музыкальные уши вещами, недостижимыми на носителе под названием "компакт-кассета" - это ничего не сказать. И разумеется, я загорелся непреодолимым желанием слушать чудо под названием "компакт-диск" у себя дома. А одним из относительно бюджетных способов проигрывать дома CD являлась покупка CD-ROM-привода к уже имеющемуся компьютеру. В отличие от CD-деки начального уровня, которая тогда стоила в районе 250$ - 350$, 2х-скоростной привод CD-ROM стоил чуть менее 100$, что согласитесь, было хоть и дорого, если брать среднероссийскую зарплату 1995-го года, но всё же дешевле полноценного проигрывателя CD. В общем, на очередной день рождения я получил 4х-скоростной CD-ROM привод Matsushita Kotobuki (олдскульные юзеры знают, что такие надписи можно было встретить на приводах фирмы, известной широкой публике под брендом Panasonic). Теперь у меня появилась возможность слушать компакт-диски. Правда при стоимости зарубежных дисков в районе 15-20$ (отечественные хоть и стоили дешевле, меня нисколько не интересовали), позволить их покупку хотя бы с частотой покупки кассет (раз в полтора-два месяца) я никак не мог. Выручали пиратские диски, но поначалу даже они были дороговаты для меня, поэтому я брал диски у знакомых, в том числе, у того самого одноклассника. Наиболее классные треки с дисков я переписывал себе на кассеты...А самый первый конечно же, пиратский CD мне купил отец в подземном переходе под Новым Арбатом, по которому можно выйти к Московскому Дому Книги. Им оказался Savage "Greatest Hits and More..." и стоил он целых 22 000 рублей. Произошло это эпохальное событие 8-го декабря 1995-го, т.е. спустя полтора месяца после того, как я обзавёлся "CD-плеером для нищебродов". Впрочем я отвлёкся от компьютерной тематики...

CD-ROM-привод покупался не только ради музыки, но и ради того, чтобы можно было играть в более навороченные игры. Если же говорить про игры недалёкого прошлого (1990-1994 гг.), то на один CD-ROM можно было уместить около полутора сотен таких игр, и вместо хождений в гости со стопками 3.5" дискет, достаточно было иметь один-два подобных CD-ROM’а. Подобные пиратские сборники игр вовсю продавались как на Митинском радиорынке, так и на различных вещевых рынках наряду с пиратскими VHS- и аудио- кассетами, а также музыкальными компакт-дисками...


Как-то гуляя по бесконечному количеству торговых точек на ВДНХ, мы с отцом приобрели фирменный CD Compton's Interactive Encyclopedia. Из сегодняшнего дня эта покупка кажется бессмысленной, но в 1996-ом году щёлкать мышкой по какому-нибудь термину и получать не просто скучную справку в виде текста, но и видео, наглядно рассказывающее, например, об устройстве CD-плеера или о том или ином событии (например, Второй Мировой войне) было очень в новинку. И разумеется, запустить этот CD можно было только под Microsoft Windows.
Да, я забыл сказать, что у меня помимо MS-DOS 6.22 на компьютере ещё имелась оболочка под названием Microsoft Windows for Workgroups 3.11, в которой я иногда игрался с микрофоном в Sound Recorder или рисовал в Paintbrush. А кроме того, там имелось несколько игр, таких как Solitaire, Hearts и Minesweeper. Плюсом оболочки являлось то, что она, в отличие от Norton Commander, была графической, причём разрешение было довольно высокое (640х480) на фоне 320х240 у большинства тогдашних игрушек. Ну а минус был в том, что нормально работать в этой среде можно было только мышкой. Разумеется, почти ни одна DOS-овская игрушка оттуда не запускалась, поскольку оболочка отжирала большое количество нижней оперативной памяти.
Ну так вот, приехали мы с этим диском домой, начали лазить по разным статьям, и выяснилось, что эта супер-пупер интерактивная энциклопедия, за которую мы отдали целых 30$ (совершенно чумовые деньги за какой-то компьютерный диск, пусть и фирменный), имеет заводской брак. Чёрно-белый ролик про Вторую Мировую войну с выступлениями Гитлера и военными хрониками оказался запоротым. Он попросту зависал где-то посередине в одном и том же месте, после чего единственным способом восстановить работу компа была его перезагрузка. Так что пришлось нам через неделю снова ехать на ВДНХ и обменивать этот диск на другой. Было прикольно видеть удивлённые и растерянные лица продавцов, которые обалдели от того, что фирменный запечатанный диск с внешне идеальной поверхностью оказался с брачком. Они до последнего надеялись, что уж на их компьютере всё проиграется без проблем, и тогда они с чистой совестью пошлют нас куда подальше. Уверен, такого облома у них не было ни до, ни после меня. Это к слову о моей везучести на покупки. Зато подменный диск оказался безупречным. Правда через пяток лет он стал абсолютно бесполезен, но я до сих пор храню его как память о досетевой эпохе...


Весной 1996-го года я решил снести Microsoft Windows for Workgroups 3.11 и поставить вместо неё MS Windows 95. Windows 95 выгодно отличалась от WFWG 3.11 тем, что это была полноценная операционная система, а не просто графическая надстройка над MS-DOS. В нумерации MS-DOS она имела версию 7.00, т.е. если нужно было играть в игрушки, я загружался в режиме чистого MS-DOS, а когда нужно было слушать компакт-диски, загружался в режиме полноценной винды. Что ещё характерно - если я работал в DOS'е, то у меня случались мёртвые зависания в некоторых программах и игрушках. Если же я работал целиком из-под винды, то зависаний не было никогда. Этот чудо-феномен был мне не понятен, но я им пользовался с превеликим удовольствием.


Чаще всего зависала у меня программа под названием Scream Tracker 3.20. Позже у неё стали появляться различные аналоги типа Impulse Tracker, Fast Tracker и т.д. Олдскульные читатели наверняка слышали, а может даже работали в этих программах. Для остальных же скажу, что Scream Tracker это такой музыкальный секвенсор, который позволял с помощью набора из заранее записанных (или выдранных откуда-нибудь) звуковых сэмплов сочинять собственную музыку, которую затем можно было проиграть в любом плеере, поддерживающем S3M-формат, например, Cubic Player v.1.6.

Весной 1996-го были очень модны песни на космическую тематику (Радиотранс "Космонавт", Babylon Zoo "Spaceman" и т.д.), и один из моих невероятно творческих друзей сочинил парочку довольно романтичных танцевальных треков про полёт в космос под названием SpaceRave и Raveyak №2 как раз на этом самом трекере. Лично для меня его творения явились лучшей рекламой Scream Tracker'a. Где-то в это же время несколько друзей, имеющих дома персональный компьютер со звуковой платой, оказались одержимы манией сочинять собственную танцевальную музыку в том самом Scream Tracker'e. Не избежал этой участи и я. Только в отличие от моих коллег по цеху - любителей рейва и жёсткого hardcore'а, я писал более лёгкую для восприятия музыку. В период с апреля по июль 1996-го я сочинил две коротких инструменталки, танцевально-психоделическую вещь MortalKombatania, напичканную сэмплами из моей любимейшей игры Mortal Kombat, а также ремикс на песню ABBA "Super Trouper" и отпадно-ржачный ремикс на песню Влада Сташевского "Позови меня в ночи". Последнюю вещь мы писали совместно с одноклассником, с которым рубились в MK в предыдущей части сего опуса, и мне кажется, ржали в процессе работы над треком гораздо больше, чем слушали итоговый результат. Нам было до того весело от нашего ремикса на песню Твердохлёбова, что когда мы сразу после его написания припёрлись в школу, чтобы услышать от нашей учительницы русского и литературы результаты предэкзаменационного сочинения и она объявила всему классу, что у нас с ним двойки (это было что-то типа репитиции выпускного экзамена по литературе), это нас не то, что не расстроило, а ещё больше развеселило. После семи колов, которые мне поставила Ольга Михайловна только в первом полугодии 11-го класса, ещё одной двойкой по её предмету меня было сложно ошарашить...



Однажды летом 1996-го года я пришёл к другу в гости (тому самому, у которого увидел самый первый компьютер - ZX Spectrum) и просто-таки обалдел от музыки в хорошо мне известной игре DooM, которую я к тому времени прошёл вдоль и поперёк. Честно скажу, если бы не хорошо знакомые мотивы, эту музыку я мог бы легко принять за альбом какой-нибудь треш-металл группы. Оказалось, что его старший брательник недавно купил дочернюю музыкальную плату вдовесок к Sound Blaster 16, которая уже имелась в их компьютере. И эта самая дочерняя wavetable-плата воспрозводила музыку стандарта General MIDI, так что в хорошо знакомых играх зазвучали скрипки, виолончели, барабаны, тарелки, электро-гитары, бас-гитары и прочие инструменты. Сказать, что я обалдел как от качества звучания, так и от степени "живости" музыки - это ничего не сказать. Находясь в состоянии эйфории в комнате друга, я начал изучать комнату и, подняв глаза на прибитую к стене книжную полку, я увидел на её верхней крышке чёрную с красными полосками коробку от той самой карты. Я остановил взгляд и прочёл волшебное название - YAMAHA DB50XG. Этот набор букв и цифр настолько сильно врезался мне в память, что разбуди меня ночью, я выпалил бы его без запинки.

Разумеется, с того самого дня я начал мечтать об этой карте. И если бы дело было только в играх... Знали бы вы, как круто эта карта воспроизводила MIDI-файлы. Эти файлы ведь совсем ничего не весили (редкий MIDI-файл занимал более 80 КБ), но играли при этом божественно. Правда для их воспроизведения требовалось иметь MS Windows и специальную программу типа Cakewalk Professional. Это тоже секвенсор, только заточенный для работы с настоящими японскими синтезаторами формата General MIDI. При этом секвенсор мог работать и в режиме плеера, великолепно отыгрывая любые MIDI-файлы, разумеется, при условии, что вы обладатель дорогой хорошей wavetable-карты. В противном случае, вам пришлось бы довольствоваться жалкими суррогатными звуками AdLib'a (FM-синтезатора, встроенного в любой Sound Blaster) и лишь по номеру или названию инструмента в секвенсоре догадываться, что именно в этом месте должно звучать.

В отличие от обычной General MIDI-совместимой карты, YAMAHA DB50XG имела на борту не 128 инструментов, а целых 676, а также расширенное количество каналов, которые могла проигрывать одновременно. Стоимость у неё правда тоже была немаленькая - 180$, что было почти в два раза дороже той же Sound Blaster 16 от Creative Labs (100$). Но эта пленительно-сказочная музыка явно стоила таких безумных денег.  В общем всё лето 1996-го я грезил General MIDI, но поскольку вставлять музыкальную плату мне было некуда (моя звуковуха Strauss16 не являлась по-настоящему 16-битной картой, поэтому в ней не был предусмотрен разъём для wavetable- апгрейда), я стал грезить сразу двумя картами - Sound Blaster 16 и Yamaha DB50XG, но в июне 1996-го был бы дико рад хотя бы более простенькому и более бюджетному варианту под названием Sound Blaster AWE-32. И если всё лето прошло в заунывной тоске по Ямахе (что-то очень близкое по звучанию я получал лишь на кассете Наутилуса Помпилиуса "Князь тишины", а конкретно в песнях "Казанова" и  "Шар цвета хаки"), то осенью, очутившись на первом курсе универа, я получил от отца ооочень долгожданный и вожделенный подарок - звуковую плату от Creative Labs и музыкальную - от Yamaha. Благодаря тому, что с каждым месяцем цены (в баксах, естественно) падали, Sound Blaster 16 стоила уже 90$, а DB50XG - 165$. Наконец-то я смог по-настоящему оторваться под бесконечные MIDI-файлы с музыкой таких исполнителей как 2 Unlimited, ABBA, Ace of Base, Big Mountain, Candy Dulfer, Depeche Mode, Erasure, Falco, George Michael, Haddaway, Kaoma, La Bouche, Mike Oldfield, Michael JacksonPet Shop Boys, Queen, Robert Miles, Roxette, Scorpions, Sting и многих-многих других.


Покупка wavetable-карты стала прекрасным поводом для того, чтобы пройти все любимые игрушки, имеющие поддержку Roland SC-55 / MT-32 / MPU-401 и General MIDI ещё раз, только уже с полноценно воспроизводимым (максимально-возможным) музыкальным сопровождением, что я, разумеется, и сделал. И по сегодняшний день самыми любимыми играми в плане wavetable-музыки являются DooM, DooM II - Hell on Earth и Dune II - The Building of a Dynasty. Забегая вперёд, скажу, что в начале нулевых я не поленился и переписал всю-всю музыку из этих трёх игр, воспроизведенную с помощью моей Yamaha DB50XG, на компьютер, правда для этого мне понадобилось два компьютера, две звуковых и одна музыкальная карты, после чего убрал в аудио-редакторе всё лишнее и записал полученные WAV-файлы на CD-R-болванки в формате CDDA. Самое забавное, что когда я попытался залить эту музыку в lossless-формате на наш главный торрент-форум, тамошние модераторы не дали мне этого сделать, удалив мой пост с предупреждением о бане в случае рецидива, поскольку музыка из игр, по их мнению, может быть строго в формате MP3. Тогда я покрутил пальцем у виска и с тех пор больше ничего туда не выкладываю. А мои три болванки до сих пор живы, т.е. прекрасно воспроизводятся в моём ПКД, что меня безмерно радует, потому как этой замечательной музыкальной карты у меня давным-давно нет, а даже если бы и была, вставлять её всё равно некуда, ибо с 2001-го года материнские платы перестали иметь в своём составе 16-битную ISA-шину под Sound Blaster 16, которой у меня тоже давно нет.

Благодаря появлению CD-ROM-приводов, а также удешевлению модулей оперативной памяти и жёстких дисков, разработчики игр становились всё менее заинтересованными в экономии места, то бишь в компактности своих игр. А это в свою очередь привело к тому, что музыкальный формат General MIDI уже не имел своего главного козыря - сверх-миниатюрного объёма. Всё это привело к тому, что игры перестали поддерживать General MIDI -формат. Поначалу разработчики начали вставлять в свои продукты музыкальное сопровождение в виде трекерных файлов в формате S3M, снабжая игры встроенным трекерным плеером, разумеется. И действительно, зачем тратиться на дорогущие синтезаторы YAMAHA или ROLAND и писать качественную музыку, а значит, нанимать профессионального композитора, если при возросших мощностях персоналок любой мог писать музыку в трекерном секвенсоре типа Impulse Tracker, не имея вообще никакого музыкального образования. При этом полученные на выходе треки со временем можно было хранить не только в компактном S3M-формате, но и в виде всего лишь немного пожатого WAV-файла вперемежку с остальными библиотечными файлами для игры. К моему большому сожалению, по этому пути пошло большинство производителей игр, поэтому к концу 1997-ого года практически не осталось игр с поддержкой дорогих wavetable-карт. Музыка в играх стала попроще, поскучнее и победнее, зато теперь она звучала совершенно одинаково на любой аудио-карте. Я же на фоне такой музыкальной деградации стал ещё сильнее терять интерес к играм, и к середине 1998-го года от него не осталось и следа...


Судя по тому, что предыдущая часть практически не собрала комментариев, думаю хватит вас мучить, и этим постом компьютерную тематику надо бы закруглять :)

Tags: компьютерное, ностальгия
Subscribe

Posts from This Journal “ностальгия” Tag

  • Мой компьютерный мир. Часть V

    Для тех, кто что-то пропустил: Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь Четвёртая часть…

  • Мой компьютерный мир. Часть IV

    Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь К весне 1994-го года через мой 286-ой компьютер прошло…

  • Мой компьютерный мир. Часть III

    Самое начало ->> здесь Вторая часть ->> здесь Компьютер дома это не только возможность играть в игры, когда тебе хочется. И было бы…

  • Мой компьютерный мир. Часть II

    Первая часть -->> здесь. Однажды весной 1991-го года, зайдя к одному из своих друзей в гости, я впервые увидел у него дома КОМПЬЮТЕР. Он…

  • Мой компьютерный мир. Часть I

    Начну свой рассказ про то, как я очутился в мире компьютеров и о том, какую роль в моей жизни сыграли компьютеры, с серии коротких флэшбэков.…

  • Romantic Collection (1,2,3)

    Одними из первых компакт-дисков в фонотеке моей сестрички были диски серии Romantic Collection. Уверен, всем, кто начал подсаживаться на CD в период…

promo discoman may 23, 2020 20:00 68
Buy for 200 tokens
К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Posts from This Journal “ностальгия” Tag

  • Мой компьютерный мир. Часть V

    Для тех, кто что-то пропустил: Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь Четвёртая часть…

  • Мой компьютерный мир. Часть IV

    Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь К весне 1994-го года через мой 286-ой компьютер прошло…

  • Мой компьютерный мир. Часть III

    Самое начало ->> здесь Вторая часть ->> здесь Компьютер дома это не только возможность играть в игры, когда тебе хочется. И было бы…

  • Мой компьютерный мир. Часть II

    Первая часть -->> здесь. Однажды весной 1991-го года, зайдя к одному из своих друзей в гости, я впервые увидел у него дома КОМПЬЮТЕР. Он…

  • Мой компьютерный мир. Часть I

    Начну свой рассказ про то, как я очутился в мире компьютеров и о том, какую роль в моей жизни сыграли компьютеры, с серии коротких флэшбэков.…

  • Romantic Collection (1,2,3)

    Одними из первых компакт-дисков в фонотеке моей сестрички были диски серии Romantic Collection. Уверен, всем, кто начал подсаживаться на CD в период…