Disco Maniac (discoman) wrote,
Disco Maniac
discoman

Category:

Про эволюцию аудиоформатов

К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной отечественной музыки на прилавках советских магазинов в первой половине '80-ых, виниловый формат в основном был востребован любителями классической музыки. Это был единственный жанр, который был представлен в СССР более или менее широко (на фоне полного шваха зарубежки из США и Западной Европы), и при этом был ещё и самым доступным по цене - классика в среднем стоила на рубль дешевле, чем отечественная эстрада.

Большинство тех, кому было не важно максимально высокое качество, либо те, кто имели возможность приобретать японские кассетные деки и прочий фирменный Hi-Fi, как правило, выбирали кассетный формат. Те, кто не искали компромиссов, выбирали катушечные магнитофоны первого или высшего класса, а в идеале вообще японские модели. К этой части меломанов принадлежал и ваш покорный слуга, в семье которого в 1986-ом году появился катушечный магнитофон ОРБИТА 106 Стерео Hi-Fi. Катушки были моим основным музыкальным носителем вплоть до 1991-го года, когда они морально устарели и полностью вышли из моды, а получаемый с их помощью более качественный звук никаким образом не компенсировал неудобств экслпуатации, особенно среди женской части населения. А тут, как назло, ещё и плёнки стали пропадать из продажи, поскольку в 1992-ом году из-за развала Советского Союза химические заводы, производящие магнитную ленту ("СВЕМА", "СЛАВИЧ", "ТАСМА") приказали долго жить..

Конечно, свято место пусто не бывает, и уже к осени 1992-го года, благодаря открытию границ, дефицит отечественных лент на катушках с лихвой компенсировался почти повсеместной продажей японских, немецких и южно-корейских компакт-кассет. Но в итоге после небольшого безвременья длиной всего в три года на смену не самому совершенному, но, безусловно, самому массовому носителю музыки в странах бывшего СССР пришёл его величество компакт-диск. Поскольку высококлассной техники для воспроизведения и записи кассет у 80% советских меломанов не было (многие слушали любимую музыку чуть ли не на Романтике-306 или на китайском Powasonic'е), то CD, несмотря на неподъёмную дороговизну, начал своё победное шествие, и к концу '90-ых годов вытеснил кассеты из фонотек большинства столичных меломанов, благодаря, в том числе, появлению персональных компьютеров и приводов CD-ROM...

Компьютерные технологии в '90-ых годах развивались семимильными шагами. Так, в 1995-ом году рабочей группой института Фраунгофера был изобретён формат сжатия звука MP3. По сравнению с форматом сжатия ADPCM, который невозможно было слушать из-за ощутимого железного призвука и крайне ненатурального звучания, изобретение MP3 явилось настоящим прорывом в мире аудио. Да, в MP3 сжатие происходит с потерями части исходной аудио-информации, но за счёт большой избыточности в сигнале ИКМ (записанном на CD) и психофизиологических особенностей человеческого слуха, удалось добиться почти шестикратного уменьшения цифрового потока без ощутимых ухом потерь в качестве. Во всяком случае, для тех, кто ещё вчера слушал слегка зажёванную кассету на советском или китайском кассетнике, MP3 с битрейтом 192 kb/s уделывал среднюю (не фирменную студийную) кассету по всем статьям, не говоря уже про MP3 с битрейтом 320 kb/s. И хотя формат MP3 так толком и не признали официальным физическим форматом для музыки (долгое время он считался неким пиратским форматом, с которым велась беспощадная борьба), подавляющее большинство российских меломанов уже с начала нулевых годов слушали музыку исключительно в MP3-формате.

Во второй половине нулевых, когда типовая ёмкость винчестера приблизилась вплотную к 500 ГБ,  появилась возможность хранить музыку в lossless-форматах (FLAC, APE и др.). Это форматы сжатия без потерь качества, но сжимающие исходные WAV-файлы не более, чем в два раза (в среднем - в 1,7-1,8 раза). По сути это тот же виртуальный формат музыки, что и MP3, только занимающий значительно больше места на диске и дающий чуточку лучшее качество.

Позже, когда ёмкость винчестеров перевалила за 1 ТБ, появился ещё один виртуальный формат, так называемый Hi-Res Audio, т.е. цифровые аудио-записи высокого разрешения. Поскольку львиная часть меломанов к началу десятых годов стала потреблять слушать музыку исключительно в виртуальном виде, появление этого формата оказалось очень кстати, ведь благодаря ему, стало возможным оцифровать виниловую пластинку или магнитофонную ленту с разрешением 192 кГц / 24 бита / 2 канала и поделиться этой уникальной записью со всем миром, благодаря торрент-сетям.

Едва ли человеческое ухо способно уловить разницу между 24 и 16 битами, зато маркетологам теперь было где разгуляться - в интернете на каждом углу стали рассказывать о том, какой несовершенный формат CD и какое чудо новый формат Hi-Res Audio. Многие именитые бренды стали массово выпускать специальные портативные Hi-End плееры, позволяющие качественно воспроизводить музыку в Hi-Res формате. Фонограмм в данном формате с каждым днём становилось всё больше, благодаря тому, что многие энтузиасты-аудиофилы стали оцифровывать свои виниловые пластинки и магнитофонные ленты в высоком разрешении, формируя у рядового слушателя ощущение, что Hi-Res Audio это настоящая революция в мире аудио, ведь благодаря расширенному частотному диапазону и повышенной битности, в Hi-Res-фонограммах высокие частоты звучат более прозрачно, да и вообще мы имеем гораздо больше звуковой информации по сравнению с допотопным и ущербным CD.

Как я уже сказал, во всей этой истории с Hi-Res Audio в самом большом выигрыше оказались маркетологи, которым удалось убедить слушателя в непревзойдённом качестве очередного (на этот раз сугубо виртуального) формата музыки. Для меня же все эти достижения в очередной раз показали, что наука в XXI веке перестала играть сколько-нибудь важную роль, в ней по большому счёту отпала какая-либо необходимость. Благодаря "грамотному" маркетингу, потенциальному покупателю (особенно далёкому от физики и математики) под вкусным соусом и в красочной обёртке теперь можно впарить любую вещь. Ведь, как сказал наш великий классик "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад...".

Конечно, разочаровавшись в сухости и безжизненности CD с его мёртвыми паузами и стерильным звучанием, слушателям хотелось чего-то более мягкого, живого и натурального, и маркетологи быстро смекнули, что людям в очередной раз можно втюхать их любимую музыку, записанную в Hi-Res Audio (как это уже было, когда на смену пластинкам пришёл CD). Я понимаю, что при работе со звуком (микшировании, фильтрации, шумоподавлении и т.д.) крайне желательно иметь высокое разрешение, чтобы не потерять точность при выполнении операций с плавающей точкой, но что касается вопроизведения готовой фонограммы, то для наших ушей (окей, для моих ушей) вполне достаточно CD-разрешения.

Чтобы вы не поняли меня превратно, я ничего не имею против Hi-Res Audio. Более того, я с удовольствием слушаю самопальные оцифровки некоторых записей, которых нет в моей коллекции (тот же самый альбом КИНО "Группа Крови" или альбом Майка Науменко "Сладкая N и другие"), но если бы у меня была возможность выбрать оцифровку этих магнитофонных лент либо в CD-формате, либо в Hi-Res Audio, я бы спокойно выбрал первый вариант, поскольку никакой аудио-информации, которую мои уши могут уловить в Hi-Res по сравнению с правильно записанным CD, нет. Между нами говоря, магия Hi-Res Audio заключается в том, что простой пользователь персонального компьютера или ноутбука имеет возможность послушать ту музыку, которая никогда не выходила на CD, а значит и в MP3. И я прекрасно понимаю, что для тех меломанов, которые не имеют в своём сетапе LP-проигрывателя, Hi-Res Audio оказался той самой манной небесной, позволившей послушать любимую музыку, которую они во времена своей молодости или даже детства слушали на аналоговых носителях - пластинках и катушках. Вот, собственно, и весь секрет бешеной популярности формата 192/24.


А на каком аудио-формате остановились вы?
Tags: hi-end, музыка
Subscribe

promo discoman май 23, 2020 20:00 68
Buy for 200 tokens
К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments