Disco Maniac (discoman) wrote,
Disco Maniac
discoman

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Армен Григорян "Призраки Крематория"

Не так давно в свет вышла книга Армена Григоряна "Призраки Крематория", в которой он делится своей биографией в части, касающейся главного детища его жизни - группы Крематорий. Поскольку я являюсь давним поклонником группы (где-то с октября 1996-го), то мне не терпелось поскорее её прочитать. И вот её фото перед вами, а значит вас ждёт мой очередной книжный обзор.

01_LJ.jpg

Первое, что хочется отметить, это солидный вес 300-страничной книги и отличное качество полиграфии. Ни одной орфографической и пунктуационной ошибки замечено не было, что довольно большая редкость в последнее время, во всяком случае в околомузыкальной (особенно в переводной) литературе. То ли у Армена врождённая грамотность и он сам набивал текст, то ли редакторы-корректоры потрудились действительно на славу. Также нельзя не отметить большое количество фотографий, в том числе уникальных детских и юношеских.

Если же говорить про содержательную часть, то с первых же страниц книга подкупает своей откровенностью - Армен рассказывает не столько о группе, сколько о себе самом и своей развесёлой молодой жизни. Благодаря этому, легко и с интересом погружаешься в ту навсегда ушедшую советскую эпоху, следя за всеми перипетиями, происходящими с участниками группы. Расплатой за откровение служит ограничение 18+, поскольку автор порой не стесняется в крепких выражениях, особенно когда нужно процитировать кого-нибудь из участников группы. Стоит сказать, это также добавляет лёгкости чтения, поскольку бесконечные многоточия и запикивания (показушная борьба за высокий моральный облик) в последнее время стали меня изрядно раздражать.

В первой половине книги рассказано о процессе создания стихов и тех людях, которые явились прообразами для героев песен Крематория (Хабибулин, Моя соседка, Кондратий, Безобразная Эльза, Таня, Ромео и Джульетта и других). Вообще, первая половина книги получилась содержательней и интересней, чем вторая. Созданию таких альбомов как Кома, Иллюзорный мир, Клубника со льдом, Живые и мёртвые, посвящены целые главы. А самая детально описанная пластинка - это Двойной альбом. Увы, дальше Армен помчался галопом по Европам, уделяя собственно музыке и поэзии буквально одну-две строчки, так что мой интерес резко снизился. А многие вещи (которые никак не связаны ни с группой, ни с музыкой) так и вовсе можно было бы не включать в книгу.

Больше всего удивило и вместе с тем разочаровало то, что наиболее красивому в музыкальном плане альбому Танго на облаке Армен практически не посвятил ни одного абзаца - он его упомянул как-то вскольз, словно стесняется этого творения. Обидно, ведь для меня этот альбом, равно как и сборник Живые и мёртвые, осенью 1996-го стали теми самыми волшебными дверьми в мир Крематория. Как знать, если бы не (доверху переаранжированный и перепродюссированный и именно этим зацепивший знатного диско-маньяка) Танго на облаке, ваш покорный слуга, быть может, не проникся бы так серьёзно творчеством группы.

02_LJ.jpg

Не считая того, что далеко не всем альбомам уделено должное внимание и пиетет, у книги есть ещё один минус - около половины фотографий почему-то не подписаны, и понять, кто именно на них изображён в тех случаях, когда в тексте идёт речь о нескольких людях одного пола, попросту невозможно.

Если Вы больше любите творчество Крема до Двойного альбома включительно, книгу определённо стоит прочитать, во всяком случае её первую часть, которую я, может быть, даже перечитаю, поскольку это ещё и неплохой экскурс в историю Москвы образца 1970-1980 гг. Если же вы, как, наверное, и большинство поклонников, любите творчество Крема целиком от и до, то подробной информации о том, как создавались более поздние альбомы (за исключением разве что Ботаники), вы, к сожалению, толком не найдёте. Ни слова не сказано и о том, как группе удалось в трудное для многих россиян время (1993-1994 гг) перейти с винила сразу на CD и договориться с музыкальным гигантом Moroz Records об издании того же Танго на облаке в Австрии, который я, кстати сказать, считаю самым образцовым CD (если говорить про качество звучания) во всём многотомном каталоге Moroz Records '90-ых годов. Лишь Амстердам удостоился упоминания о том, что был издан 1-го апреля 2008-го фирмой грамзаписи Никитин, выигравшей тендер на тиражирование альбома.

Основной упор в книге сделан не на музыку и процесс творчества, а на людей, с которыми приходилось сотрудничать Армену в течение более, чем 35-летней жизни КТ. Вот если рассматривать книгу в этом аспекте, то придраться действительно не к чему. Все характеры раскрыты, все негодяи изобличены, а все герои получили достойную похвалу.

Ну а решать, стоит ли читать эту книгу или нет, предстоит уже каждому из вас. Одно я могу сказать точно - после прочтения книги неудержимо тянет переслушать пластинки группы. В момент написания рецензии я уже целиком отслушал мелодиевскую Клубнику со льдом, а сейчас доигрывает первая сторона второй пластинки Двойного альбома.
Tags: книга-рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “книга-рецензия” Tag

promo discoman may 23, 2020 20:00 68
Buy for 200 tokens
К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

Posts from This Journal “книга-рецензия” Tag