Disco Maniac (discoman) wrote,
Disco Maniac
discoman

Category:

Пять моих самых собираемых исполнителей. Часть 1. Крематорий

После длительного молчания я открываю очередную (уже не знаю какую по счёту) музыкальную рубрику. В этот раз она будет посвящена группам и исполнителям, чьи компакт-диски и пластинки представлены в моей коллекции наибольшим количеством. И начнём мы с пятой строчки, двигаясь от неё к первому месту. Вообще изначально я задумывал сделать TOP 10 моих самых собираемых (и, следовательно, самых любимых?) исполнителей, но потом стал сомневаться, что на десять частей мне хватит упорства, поэтому для начала ограничусь, максимум, пятью строчками, а если рубрика "зайдёт", может быть, расширю её вниз до десятки.

Как можно догадаться из названия поста, речь сегодня пойдёт о советско-российской рок-группе под названием Крематорий.

В моей коллекции она представлена 15(!) позициями [в квадратных скобках указан лейбл и год издания моего экземпляра]:

  • LP «Клубника со льдом» [Мелодия, 1991]

  • 2xLP «Двойной альбом» [Апрелевка Саунд Инк., 1993]

  • CD «Зомби» [SoLyd Records, 1993]

  • CD «Живые и мёртвые» [SoLyd Records, 1994]

  • CD «Танго на облаке» [Moroz Records, 1994]

  • CD «Текиловые сны» [Moroz Records, 1995]

  • CD «Микронезия» [APEX Records, 1996]

  • CD «Гигантомания» [APEX Records, 1996]

  • CD «Ботаника» [Moroz Records, 1997]

  • CD «Три источника» [Real Records, 2000]

  • CD «Реквием для всадника без головы» [Мистерия звука, 2001]

  • CD «Рок 'N' Roll» [Jam Group International, 2003]

  • CD+DVD «Амстердам» [Никитин, 2008]

  • CD «Чемодан Президента» [NIKITIN, 2013]

  • CD «Люди-невидимки» [Navigator Records, 2016]



Все, кто равнодушен к творчеству Армена Григоряна, могут дальше не читать. Поклонникам же группы Крематорий я настоятельно рекомендую заглянуть под кат и потратить пятнадцать минут своего драгоценного времени на чтение моих флэшбэков.

Знакомство с группой Крематорий у меня началось с альбома «Танго на облаке» осенью 1996-го года. Это был первый курс универа, а на моём потоке все ребята были сплошь рокерами/металлюгами и слушали либо Алису с Крупский Сотоварищи , либо Чиж и Ко с Агатой Кристи, либо КИНО с Зоопарком, либо Арию с Iron Maiden, либо Manowar с Metallica. Понятное дело, что ваш покорный слуга, будучи ещё менее года назад Disco-EuroDance-попсовиком до мозга костей, из рока обожающий лишь Агату Кристи и Наутилус, не очень-то вписывался в такую "тусовку". И я подумал, что это сама судьба призывает меня срочно расширять музыкальные горизонты. А тут как раз на моём любимом канале «ТВ-6 Москва» вышел очередной выпуск передачи "Акулы пера" с Ильёй Легостаевым, которую я старался по возможности не пропускать. В передачу была приглашена, да-да, группа Крематорий, чьими самыми известными мне песнями на тот момент были «2001 год», «Яд» и "Маленькая девочка". И тут я впервые в жизни слышу, точнее вижу клип на песню «Мусорный ветер». Внутри меня словно что-то щёлкнуло, и я понял, что очень хочу услышать ещё какие-нибудь песни этой группы. Желание было настолько сильным, что не прошло и недели, как я стрельнул у одноклассника кассету с двумя альбомами - «Живые и мёртвые» и «Танго на облаке». Да, я в курсе, что, строго говоря, «Живые и мёртвые» это не номерной альбом, а сборник ранее написанных творений, но в таких тонкостях дискографии я тогда, разумеется, не разбирался. Поскольку на первой стороне кассеты был записан «Танго на облаке», то этот альбом и стал моим самым первым услышанным у Крематория.

По мнению некоторых критиков и самих музыкантов, «Танго на облаке» чересчур перегружен аранжировками. Я, пожалуй, с ними всеми соглашусь и добавлю, что именно этим он меня и зацепил. Для меня явилось настоящим откровением, когда я слушал тот же «Невинный тунец» или «Остров сирен», что рок, а точнее русский рок может звучать так изысканно и роскошно. Разнообразие музыкальных инструментов и техническое исполнение были на голову выше всего того, что делали другие отечественные рок-группы (пишу это ни в коем случае не в обиду им). При этом большая часть композиций обладала какой-то необычайной лёгкостью и романтичностью, не характерной для классического русского рока. Иными словами, содержание первой стороны той самой кассеты совершенно не оправдывало мрачное название группы.

Да, сразу хочу сказать, что фотографировать ещё и сами диски вместе с буклетами и прочей полиграфией было бы для меня слишком большим напрягом по времени и этот пост в таком случае рисковал бы ещё очень долгое время лежать в столе, так что для подробного описания внутренностей каждого экземпляра моей коллекции Крематория я ограничусь лишь текстом. Прошу прощения у своих дорогих читателей и читательниц за свою лень :-)

Альбом «Танго на облаке» был издан на CD российским лейблом Moroz Records. Сам диск был отштампован в Австрии на заводе SONY DADC. Диск включает 12-страничный буклет с текстами песен и фотографиями музыкантов. Признаюсь, я не очень хорошо отношусь к лейблу Moroz Records, но «Танго на облаке» 1994-го года - одно из немногих изданий (если не единственное среди всех, что прошли через мои уши), к которому у меня нет абсолютно никаких нареканий. Можно сказать, это самый образцовый компакт-диск лейбла Moroz Records в плане качества звучания. Если бы все компакт-диски в мире звучали так же классно, никому и в голову не пришло бы тосковать в начале нулевых по винилу и уж тем более изобретать маркетинговый развод под названием Hi-Res. Впрочем, я отвлёкся...




Вскоре после того, как я выучил наизусть все песни с «Танго на облаке» и «Живые и мёртвые», я стрельнул у одногруппника (прожжённого фаната Алисы) кассету с альбомом «Текиловые сны». Несмотря на ужасное качество записи (все песни были записаны с диким перегрузом и при этом была явная нехватка высоких частот), я умудрился проникнуться симпатией и к этому альбому, хотя считал его всё же чуточку слабее двух ранее прослушанных. Больше всего меня радовали "Данте Алигьери (Одинокие пиплы)" "Прощай моё солнце (Гонцы за вином)" и, конечно же, "100 лет, прожитых зря".

«Текиловые сны» был выпущен лейблом Moroz Records и отштампован на том же самом заводе SONY DADC в Австрии в 1995-ом году. Коробка имеет прозрачный трей, а также 16-страничный буклет из очень плотной бумаги с фотографиями и текстами песен.

Остальных альбомов Крематория у моих знакомых и друзей не было, поэтому мне пришлось обзаводиться ими самостоятельно, то бишь за свой счёт. Благо вокруг Ярославского вокзала было огромное количество музыкальных палаток с пиратскими 90-минутными кассетами, на которых было записано сразу по два альбома. Я какое-то время облизывался на альбом с завораживающим и довольно таинственным названием «Зомби», о котором мне было совершенно ничего не известно. И вот весной 1997-го, положившись на удачу, я решил-таки его приобрести. Это был один из смешных эпизодов в жизни, связанных с покупкой музыки. Дело было в подземном переходе между площадью Ярославского вокзала и универмагом «Московский». Я подошёл к палатке, тщательно изучил несколько корешков от кассет с Крематорием и, убедившись, что "Зомби / Живые и мёртвые" это оптимальный вариант покупки (у меня на тот момент не было ни одного альбома Крема), протянул 10 000 рублей продавцу (столько стоила самая дешёвая пиратская кассета), после чего попросил кассету с Крематорием. Всё это время из колонки, подвешенной к палатке, доносился хит группы Руки вверх "Малыш". Как только продавец (молодой парень) забрал у меня деньги, он тут же протянул мне кассету со сборником русской попсы, на котором и была записана песня, орущая из колонки. Сказать, что меня переклинило от такого казуса - это ничего не сказать. Прийдя в себя, я вернул кассету и сказал "сами эту хрень слушайте!", что вообще-то хочу другую кассету. Он слегка удивился (неужели бурное disco-прошлое всё ещё выдавало в моём взгляде или прикиде любителя поп-музыки?), но настаивать на своём не стал, и после того, как я объяснил, какая кассета сверху и в каком ряду слева от края мне нужна, он протянул мне её, вытащив единственный экземпляр "Зомби / Живые и мёртвые" с витрины. Столько лет прошло, а я до сих пор не могу забыть этот забавный эпизод...




Альбом «Зомби» показался мне мрачноватым даже для Крематория, но вместе с тем очень атмосферным, к тому же здорово совпадающим с моим тогдашним настроением, так что я ничуть не жалел о покупке.

Впервые альбом «Зомби» был издан на виниле в СССР лейблом RiTonis (бывший рижский филиал "Мелодии"). Я же являюсь обладателем первого CD-издания от SoLyd Records 1993-го года, которое помимо песен с оригинальной пластинки включает песни с пластинки «Клубника со льдом» (Яд, Фригия, Собачий вальс, Женщины города роз) . В 1994-ом году у SoLyd Records было ещё одно издание, которое отличалось от моего лишь корешком - он был сделан в тех же цветах, что и корешок у «Живых и мёртвых». Диски для обоих изданий был отштампованы на заводе в Екатеринбурге и имеют очень скромное оформление (всего лишь 4-страничную вкладку вместо полноценного буклета), но для отечественных дисков 1993-го года это было нормой, нежели исключением из правил. У Агаты Кристи вкладка "Позорной звезды" (первое издание 1993-го от Jeff Records) вообще пустая на развороте, так что «Зомби» хотя бы не выглядит как откровенная пиратка.

Отдельно хочется сказать про обложку альбома, нарисованную художником Василием Гавриловым, которую смело можно назвать картиной. Как по мне, это настоящее произведение искусства, и я уверен, одна лишь обложка этой долгоиграющей пластинки, в первый раз увиденная советским меломаном в далёком 1991-ом году, могла произвести очень мощное впечатление. Во всяком случае, я не могу сходу назвать ни одной обложки, которая бы мгновенно приковывала взгляд и порождала такое же огромное количество ассоциаций и мыслей.

Сборник «Живые и мёртвые» впервые был издан на виниле в СССР в 1990-ом году фирмой "Мелодия". Я же являюсь обладателем первого CD-издания 1994-го года от SoLyd Records, которое помимо песен с оригинальной пластинки включает две песни с пластинки «Клубника со льдом» (Хардрокер; Мир, полный любви), а также песню Маленькая девочка и не издававшуюся ранее песню Павлик Морозов. Диск был так же отштампован на заводе в Екатеринбурге и имеет 6-страничный буклет-раскладушку. Однако на каком-то этапе производства произошёл сбой, так что треклисты на накатке диска и в полиграфии не соответствуют реальному (порядок песен сильно перепутан), поэтому к диску прилагается чёрно-белая вкладка с исправленным правильным треклистом. В общем, это довольно курьёзное и при этом редкое издание этого очаровательного сборника.

Учась уже на втором курсе, я обзавёлся кассетой с «Двойным альбомом». По сути это очередной сборник старых вещей, издававшихся ранее исключительно подпольно (т.е. на магнитной ленте), но сыгранных и спетых заново в эпоху тотальной свободы, когда можно было называть вещи своими именами, не боясь цензуры и прочих запретов. Так, например, в песне "Таня" политкорректные "тупицы" были заменены на "мудилы", а "лица" на "рылы". Около половины сборника составляют песни со сборника «Живые и мёртвые», но это, пожалуй, единственный недостаток этой двойной пластинки. В силу того, что другая половина явилась для меня настоящим откровением, сборник мне понравился. Стоит заметить, что песню "Дрянь" я вначале услышал именно в исполнении Крематория, хотя о существовании Майка Науменко, разумеется, знал, просто до конца нулевых не был близко знаком с его творчеством. «Двойной альбом» включал всего две новых песни - "Проходящие мимо", которую музыканты записали специально для этого альбома, а также "Адольф", которая должна была войти в следующий альбом («Танго на облаке»), но по каким-то причинам так туда и не попала.

Впервые «Двойной альбом» был издан на виниле в 1993-ем году на лейбле Апрелевка Саунд Инк. (это по сути бывший Апрелевский завод им. Ленина). Именно это самое первое издание представлено в моей коллекции. Двойная пластинка имеет плотный красиво-оформленный ламинированный конверт с разворотом, а также вкладку со словами благодарности, подробной информацией об альбоме и с перечислением всех авторов и музыкантов, принимавших участие в записи (разворот и вкладку «Двойного альбома» вы уже видели на самой первой фотографии к посту). Эту двойную пластинку в абсолютно идеальном состоянии я приобрёл одной из первых вскоре после того, как в январе 2007-го обзавёлся винтажной вертушкой.

Весной 1998-го года я всерьёз запал на QUEEN (этот волшебный период начался у меня с песни Don't Stop Me Now), так что моё увлечение творчеством Григоряна и Ко стало потихоньку сходить на нет. На этом мемуары, связанные с группой Крематорий, могли бы и закончиться, однако...

...в 2000-ом году, благодаря чуду появлению у меня локальной сети, я познакомился с девушкой с довольно интересным ником Varta. Как-то во время одной из прогулок по городу мы разговорились о музыке, и я узнал, что помимо транса она любит ... Крематорий. Для меня это было полной неожиданностью, поскольку никто из моих многочисленных знакомых трансеров не жаловал рок и в особенности русский рок. Я до сих пор помню брошенную ею фразу "все любят Крематорий за тексты, как и остальной русский рок, а я их люблю за безумно красивую музыку...". Потом она сказала, что у неё есть CD-ROM со всеми альбомами Крема в формате MP3 (CBR-128 kb/s) и даже однажды сама занесла мне его домой. Так, в августе 2000-го, несмотря на мою нелюбовь к низко-битрейтному MP3, я познакомился ещё с тремя (абсолютно новыми для меня) альбомами - «Микронезия», «Гигантомания» и «Ботаника». На «Гигантомании» мне очень понравились Пиноккио, Мата Хари Блюз и необыкновенно возвышенная Гигантомания, а на «Ботанике» - Пора смываться, Смерти больше нет, Ботаника и Без крыльев как дым. В остальном же я вообще не въехал в эти два альбома, и у меня даже закрались неприятные мысли, что после «Гигантомании» Крематорий исписался. Зато от «Микронезии» я был в таком неописуемом восторге, что как только начался очередной учебный год, приобрёл в палатке на площади Ярославского вокзала компакт-диск а не какую-то там жалкую кассету с этим альбомом. Эта удивительная работа с преобладанием ультра малых форм, благодаря которым альбом вмещает аж 24(!) композиции, здорово выделяется на фоне всей остальной дискографии группы. Ничего подобного Крематорий не создавал ни до, ни после.



«Микронезия» и «Гигантомания» были выпущены на CD в один день (в виде дилогии) в 1996-ом году лейблом APEX Records. Коробки от обоих дисков имеют прозрачный трей и скромную 4-страничную вкладку, а сами диски отпечатаны на заводе в Екатеринбурге.

Лишь спустя пару лет я проникся особой атмосферой и всеми скрытыми фишками «Гигантомании» и «Ботаники», причём «Ботаника» на долгое время стала моим любимым альбомом группы, а "Без крыльев как дым" я до сих пор считаю одной из самых божественно-красивых песен в дискографии Крематория.

Глядя на визуальное оформление подарочного дигипак-издания альбома «Ботаника», невозможно не поражаться красоте и серьёзной художественной работе. Специально для этой обложки тело девушки по имени Женя Орешникова было искусно раскрашено Василием Гавриловым и Татьяной Бердниковой и запечатлено фотографом Максимом Полубояриновым. Дигипак не имеет буклета, зато имеет интересно-раскладывающуюся объёмную картонку с фотографией музыкантов. Нечто подобное мы делали в СССР на уроках труда в третьем классе.

Альбом «Ботаника» был выпущен лейблом Moroz Records в 1997-ом году, а сам компакт-диск традиционно для этого лейбла был отштампован в Австрии на заводе SONY DADC. К сожалению, это был последний компакт-диск Крематория, отпечатанный в Австрии. Как многие из вас знают, в августе 1998-го случился дефолт, так что штамповать диски в ЕС при подорожавшей в три раза валюте для подавляющего большинства российских музыкантов стало чересчур накладно. Так что компакт-диски для всех последующих альбомов были отштампованы в России.



После того, как все ранее вышедшие альбомы предстали передо мной во всей красе, я решил двинуться дальше и открыл для себя альбом 2000-го года - «Три источника». Несмотря на две никакущие, но регулярно звучащие на «Максимуме» и «НАШЕМ Радио» "Катманду" и "Зебры", альбом показался мне достойным внимания, хотя и несколько сыроватым. Что характерно, "Катманду", несмотря на свою никакущесть, даже умудрилась попасть в саундтрек к фильму Алексея Балабанова «Брат-2». Мне же на альбоме больше всего нравятся "Геена огненная", "Звероящер" и, прежде всего, кавер на песню Майка Науменко "Лето". Именно благодаря ему, я впоследствии (ближе к концу нулевых) решил поближе познакомиться с творчеством Майка, и стал поклонником его ранних (до-Зоопарк-овских) творений.

Альбом «Три источника» представлен у меня в коллекции в виде редкого подарочного издания в слипкейсе с 16-страничным буклетом и прозрачным треем. Он был выпущен лейблом Real Records.

Затем я добрался до альбома «Реквием для всадника без головы». В каком-то смысле это очередной сборник песен, написанных Арменом Григоряном ещё в период 1977-1981 гг. и исполняемых в те далёкие годы его первой группой - Атмосферное давление.  Да, именно так называлась музыкальная группа Армена Григоряна до того, как он сколотил Крематорий.  Практически все песни альбома были заново записаны в период 1997-2001 гг. и лишь две песни были написаны с нуля - "Проклятая жизнь" и "Фрау фон Либерзон". Наиболее интересными композициями на этом альбоме я считаю "Night" и Bonus Track, то бишь "Мурку". Во-первых, этот Bonus Track совершенно не похож на композицию Крематория, а во-вторых, это задорное и безбашенное ёрничество над известной дворовой песней просто-таки не может не очаровывать таких недругов блатняка как я.

Альбом был выпущен в 2001-ом году лейблом Мистерия Звука ограниченным тиражом, видимо, только для истинных фанов группы. Издание имеет слипкейс, очень красивый и приятный на ощупь 16-страничный буклет и прозрачный трей.



«Рок 'N' Roll» - это очередной сборник ранее написанных песен, причём некоторые из них вошли в самые ранние номерные альбомы группы. Разумеется, специально для этого сборника все песни были сыграны и спеты заново. Можно сказать, что это одна из самых позитивных и весёлых пластинок группы. Чего стоит одна только "Я тихо и скромно". Лично мне очень сложно стереть улыбку с лица во время её прослушивания.

Первое издание альбома 2003-го года от лейбла Jam Group International имеет слипкейс и коробку с прозрачным треем, а также настенный календарь на 2004-ый год с символикой альбома. Буклет к диску сделан в виде двухсторонней 6-страничной раскладушки, с одной стороны которой с юмором и задором рассказаны истории рождения каждой песни, а с другой - карта для игры-бродилки, в которую нужно играть игровыми кружками (хотя как по мне, правильнее было бы играть игровыми стопками), бросая игральные кости. Там расписаны правила игры, типа 3 - пропуск хода, 11 - вернуться обратно на старт, 13 - придётся три раза прокричать "ку-ку" и один раз прокукарекать и т.д. и в конце написано: "игрок, первым пришедший к финишу, меняется со вторым, второй с третьим, третий - с первым. Игрок, оставшийся с недопитой кружкой, считается последним...".

Да. В перерыве между «Реквиемом...» и «Рок'н'роллом» я познакомился с альбомом «Мифология», но он меня совершенно не порадовал. Единственная песня, достойная хоть какого-то внимания это "Гей, попс". Само собой, этого диска у меня в коллекции нет.

Спустя довольно продолжительное время (около 5 лет) после выхода альбома «Рок 'N' Roll» группа Крематорий выпустила альбом «Амстердам». И вот это был настоящий подарок моим ушам. Так что желание обзавестись подарочным изданием в "СОЮЗе" на Третьяковской возникло у меня буквально после второго прослушивания.

«Амстердам» был выпущен лейблом Никитин в 2008-ом году. Издание имеет толстый трёхсекционный дигипак с двумя дисками внутри - обычный CD и DVD-Video с 10 видео-клипами: Амстердам, Китайский танк, Маленькая девочка, Последний шанс, Белые столбы, Пиноккио, Убежище, 2001 год, Катманду и Мусорный ветер. Кроме того, в дигипаке имеется 16-страничный буклет с очень мелко-написанными текстами всех песен альбома.

После выхода «Амстердама» у группы снова началось долгое затишье, поэтому когда вышел «Чемодан Президента», я заказал его по почте, даже предварительно не слушая. До того мне хотелось продолжения, которое обещала нежно-романтичная "Ромео и Джульетта", завершающая последний номерной альбом. Должен сказать, что альбом с первого раза вообще не зашёл, и я даже обрадовался, что он такой короткий - всего 33 минуты. Но со временем я стал проникаться его стёбной атмосферой (началось всё с песни "Микроб Бондарчук"), так что спустя год после его выхода я уже получал от него не меньшее удовольствие, чем от предыдущей пластинки группы.



«Чемодан Президента» вышел в 2013-ом году на лейбле NIKITIN. Это опять-таки трёхсекционный дигипак, но в отличие от «Амстердама», он имеет магнитную застёжку сзади, т.е. выглядит более солидно. Визуальное оформление выполнено на высшем уровне, а сам компакт-диск мало того, что золотой, так ещё и имеет фантастически красивый пит-арт. Смотрится это всё очень завораживающе. Однозачно это самое красивое издание из всех выпущенных дисков группы Крематорий, и с большой вероятностью, самый красивый компакт-диск в моей коллекции. Отдельно стоит сказать про увесистый 40-страничный(!) буклет с фотографиями, рисунками (картинами) и, разумеется, стихами всех песен альбома.

Подробный обзор на последний (на данный момент) альбом группы - «Люди-невидимки» я делал в этом посте, поэтому повторяться не буду. А что касается ранних работ (записанных до пятого номерного альбома «Клубника со льдом»), то я нахожу их немного сырыми и потому скучными в плане звука, так что у меня никогда не было желания обзавестись ими на физическом носителе. Пластинку «Клубника со льдом», вышедшую в СССР на "Мелодии" в 1991-ом году, мне подарили в 2007-ом году вместе с пластинкой Nautilus Pompilius «Родившийся в эту ночь», но фотографировать её я не стал. К тому же я полагаю, что благодаря её огромному тиражу, она и так имеется в коллекциях большей части олдскульных любителей музыки.

На этом я завершаю свой рассказ об одной из моих самых коллекционируемых групп.

Благодарю всех, кто смог дочитать этот монументальный пост до конца. Надеюсь, ваших комментариев и эмоций от прочитанного будет достаточно, чтобы вдохновить меня на написание второй части :)

Tags: cd, Крематорий, музыка, раритеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo discoman май 23, 2020 20:00 68
Buy for 200 tokens
К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal