Disco Maniac (discoman) wrote,
Disco Maniac
discoman

Categories:

Александр Кушнир "Кормильцев. Космос как воспоминание"

"Мир - это больница для ангелов, которые разучились летать"
Илья Кормильцев

Сложно начать обзор книги, рассказывающей о жизни великого русского поэта c такой удивительно непростой судьбой, особенно если её написал обожаемый мною (за книгу "100 магнитоальбомов советского рока") Александр Кушнир. Не знаю, какими эпитетами можно выразить чувства, то и дело возникавшие у меня во время чтения, и свою безграничную благодарность за эту предельно-откровенную книгу, лишённую каких бы то ни было купюр (не даром на обложке нарисован оранжевый значок 18+), поэтому начну с формы.

Книга выполнена в большом твёрдом подарочном формате (27 x 21 см) и помимо интереснейшей текстовой информации, имеет огромное количество по-настоящему уникального фото-материала, среди которого не только фотографии совсем мелкого Ильи Кормильцева и его родственников, но также фотографии тех, кто встречался на его жизненном пути. Мне, например, было безумно приятно увидеть солнечное фото широко улыбающегося Алексея Балабанова, датированное временем записи Наутилусовской "Разлуки". Это настолько не вязалось у меня с образом Алексея Октябриновича, сформировавшимся по его кино-работам, что я завис на этой фотографии на долгих две минуты. Но это далеко не единственная фотография, которую я пристально изучал. Впрочем, я отвлёкся. Неожиданным нюансом является то, что многие страницы имеют рельеф. Лично я с таким столкнулся впервые. Помимо приятных тактильных ощущений от бумаги нельзя не сказать про красочное и необыкновенно творческое оформление каждой страницы, а также довольно крупный шрифт. Хотя для кого-то крупный шрифт это сомнительное достоинство, поскольку может показаться, что книге искусственно нагнали объём. Отдельных слов заслуживает головокружительный запах бумаги, которым я никак не мог нанюхаться. А если говорить в целом, то в процессе чтения меня не покидало ощущение, что я читаю не просто биографию поэта и переводчика, а имею дело с чем-то очень эксклюзивным...



Книга начинается с глубокого детства Ильи, рассказывает о его положении фактически белой вороны в классе, плавно переходя к учёбе в университете и так вплоть до знакомства и работой с ярчайшими представителями свердловской рок-сцены. Однако не стоит думать, что это кульминация, ибо тесным сотрудничеством со свердловскими рок-музыкантами всё только начинается. Поскольку книга писалась в том числе и для меломанов вроде меня, то в неё не могли не войти целые главы, посвящённые созданию альбомов с песнями на стихи Кормильцева. Посему небольшая часть текста является честной копипастой из книги "100 магнитоальбомов советского рока". Меня, не имеющего бумажного варианта этой книги, это ничуть не обламывало, поскольку в общей сложности дублированный материал занимает не более 0,5% от общего объёма книги. К тому же эти самоповторы с лихвой компенсировались большим количеством абсолютно неизвестных мне ранее фактов. Например, совершеннейшим сюрпризом было то, что тексты нескольких песен на дебютном альбоме Наутилуса ("Переезд") были написаны Александром Башлачёвым.

Нарекания, пусть и небольшие и к тому же единственные, у меня возникли по другому поводу. Возможно, это только моё субъективное ощущение, но что касается творчества Урфин Джюса и Наутилуса Помпилиуса до 1990-го года, то автор шёл по этим временам очень бодрым шагом, не давая перевести дыхание и как следует оглядеться. Мне же напротив хотелось посмаковать какие-то моменты, учитывая, с какой любовью я отношусь к восьмидесятым. Зато начиная с 1990-го года темп повествования начал приятно замедляться и позволил разглядеть уже гораздо больше мелких деталей. Так, для меня стало откровением, что первая половина '90-ых являлась лютым трэшем не только для нас, простых жителей развалившегося СССР, но и для музыкантов Агаты Кристи и Nautilus Pompilius.

Девяностые годы описаны в книге наиболее сочно, со всеми курьёзными особенностями той эпохи. Приведу даже пару цитат.
Первая из главы, посвящённой возвращению Кормильцева из Москвы в Екатеринбург для того, чтобы принять самое непосредственное участие в выпуске альбомов NP "Отчёт за 10 лет" и "Титаник":

"Когда Илья перебрался в Москву, в Свердловске наступили очень грустные времена. Было очень мрачно и уголовно. Людей убивали прямо среди бела дня, и когда темнело, на улице никого уже не было. Никаких заведений, мест, чтобы вечером встретиться, что-то организовать и пообщаться, в принципе не существовало. Сейчас Екатеринбург - весёлый город, в котором можно и поесть, и повеселиться. А тогда на дворе стояло мрачное время, и нам всем было очень тоскливо...".

И вторая из главы, посвящённой созданию экспериментального и слегка психоделического альбома "Подполье" проекта "Чужие", который из-за накрывшего страну дефолта, так и не удалось издать на CD в 1998-ом году:

"Многие, наверное, помнят, что к концу 90-ых годов вся рок-н-ролльная Москва плотно сидела на кислоте. От «Агаты Кристи» до Агузаровой и от Дельфина до «Алисы»... На дворе стояла эпоха ренессанса электронной музыки и рейв-революции...Модные издания "Птюч" и "Ом" вроде бы и писали о том, что наркотики - вред, но делали это так завораживающе, что читателей тянуло этот "запретный плод" попробовать...".



Книга знакомит читателя с двумя жизнями Кормильцева - творческой и личной, а иногда они были настолько тесно переплетены, как, например, во время записи альбома "Подполье", что их сложно друг от друга отделить. Кстати, про совместный музыкальный проект Ильи Кормильцева, Олега Сакмарова и впоследствии присоединившейся к ним Алеси Маньковской ("Чужие") я, к своему стыду, узнал исключительно из этой книги.

Поздний период творчества Кормильцева, окончательно разуверившегося к концу 90-ых в русском роке и с головой ушедшего в переводческую деятельность, освещён очень подробно. Здесь стоит отдать должное Кушниру. Он, пожалуй, единственный из известных мне музыкальных биографов, который больше всего внимания уделил последним годам жизни и творчества Кормильцева, а не как это бывает у большинства других, в том числе и зарубежных, авторов - ранние года расписаны чуть ли не по минутам, а наиболее актуальному позднему периоду отводится пара жалких глав.

Завершает книгу уход тяжело больного поэта в мир иной в феврале 2007-го года. Так что финальная часть книги давалась мне довольно тяжело в психологическом плане. И я представляю, как сложно было подобрать слова, чтобы деликатно обо всём этом написать. С другой стороны, опустить последние трагические месяцы жизни Кормильцева в угоду эстетике для книги такого масштаба было бы точно неправильно...


Заканчивая свой обзор, могу смело порекомендовать эту книгу всем фанатам Урфин Джюса, Насти Полевой и, в особенности, группы Nautilus Pompilius, поскольку помимо всего остального она включает много любопытной информации, связанной как с рождением культовых альбомов этих исполнителей, так и с их концертной деятельностью.

Если же вы не жили в СССР и не помните себя в девяностых, а строчка "В комнате с белым потолком с правом на надежду..." не вызывает букета чувств и внутри вас ничего не ёкает, можете спокойно обходить эту книгу стороной.
Tags: книга-рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “книга-рецензия” Tag

promo discoman may 23, 2020 20:00 68
Buy for 200 tokens
К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

Posts from This Journal “книга-рецензия” Tag