Disco Maniac (discoman) wrote,
Disco Maniac
discoman

Categories:

Ник Мэйсон "Личная история Pink Floyd"

Как многие из вас знают, группа Pink Floyd входит в десятку моих самых любимых рок-групп. Но так получилось, что до недавнего времени я не читал никаких биографий этого коллектива, то бишь знал группу исключительно по её гениальным произведениям и отдельным рассказам, касающихся создания таких культовых пластинок как The Dark Side of the Moon и Wish You Were Here. Единственный музыкант, психологический портрет которого не представлял для меня тайны - Роджер Уотерс. Всему виной - от части автобиографичный альбом The Wall и последовавший за ним полнометражный фильм Алана Паркера.


В надежде познакомиться с остальными участниками группы и той далёкой, но невероятно бурной эпохой '60-ых и '70-ых, я решил приобрести книгу Ника Мэйсона "Inside Out. A Personal History of Pink Floyd", но не в оригинале, а в русском переводе от издательства Амфора (2015).





В аннотации на обороте книги написано "Бессменный ударник Pink Floyd Ник Мэйсон с точностью хроникера прослеживает творческий путь самой прославленной рок-группы мира...". Это правда. Практически ни одно событие, связанное с популяризацией группы и восхождением её к вершинам славы, не обойдено вниманием автора. Однако перелистывая последнюю страницу книги, я поймал себя на мысли, что чисто в человеческом плане я не узнал почти ничего ни о Рике Райте, ни о Дэвиде Гилморе.

События книги начинаются с первых контактов Ника Мэйсона и Роджера Уотерса во времена их учёбы на факультете архитектуры в Политехническом институте. Ник Мэйсон в своём повествовании, весьма щедром на технические подробности, почти не касается характеров музыкантов и их человеческого общения. Словно опытный сапёр, он очень аккуратно обходит все острые углы, стараясь не выставить никого из коллег по цеху в дурном свете. С одной стороны, это похвально, но с другой, мне, как истинному поклоннику группы, такое изложение показалось суховатым и слишком прилизанным. По меньшей мере, четверть времени я чувствовал, что читаю не личную жизненную историю о музыкантах, записавших три величайших пластинки XX столетия, а обычную книгу из серии "лайфхак", ибо монтажному и осветительному оборудованию в книге уделено больше внимания, чем самим музыкантам, т.е. живым людям из плоти и крови, у которых почти наверняка были свои слабости, заботы и проблемы.

Не считая невероятно душевного постскриптума, который я буквально смаковал, чего, увы, не могу сказать про большую часть книги, у Ника Мэйсона получился один трогательный эпизод, на котором я сильно расчувствовался. Это история про неожиданный приход Сида Барретта в Студию-3 на Abbey Road пятого июня 1975-го года во время записи Shine On You Crazy Diamond. Нику отлично удалось передать тот шок, который произошёл с ним при встрече Сида, которого он вообще не узнал. Ещё 7 лет назад это был стройно-худощавый малый с тёмными вьющимися волосами и кипучей энергией, гардероб которого был полон ярких модных рубашек, и рядом с которым непременно вертелась красивая блондинка. Теперь же это был слегка заплывший человек с бритой налысо головой в поношенной одежде, у которого едва ли имелся хотя бы один друг. Речь его была отрывистой и не очень связной. Когда Дэвид спросил его о дальнейших планах, Сид ответил, что в холодильнике заканчиваются отбивные котлеты, так что нужно будет купить ещё. Не знаю как кому, а мне было очень больно такое читать. Последним штрихом являлись воспоминания Фила Тэйлора, который отъезжал от студии и заметил Сида, высматривающего кого-нибудь, кто подбросит его поближе к дому, но Фил проехал мимо, испугавшись, что ему не хватит сил поддерживать беседу с Сидом...

И раз уж я заговорил про Wish You Were Here, то хотелось бы остановиться на такой курьёзной вещи, как запись вокала в Have a Cigar. Я всегда полагал (исходя из общения с фанатами Pink Floyd и не только), что из-за довольно жёсткого текста, адресованного журналистам, менеджерам и прочим людям из звукозаписывающей индустрии, Дэвид Гилмор напрочь отказывался петь эту песню, испугавшись возможных последствий, а Роджеру Уотерсу напротив очень хотелось рубануть правду-матку, но ему с его слабым голосом не удавалось вытянуть вокальную партию. На счастье, в студии на тот момент находился Рой Харпер, который и спас положение. Ник Мэйсон ни словом не обмолвился про категорический отказ Дэвида. Он просто написал, что ни у Дэвида, ни у Роджера нормально спеть не получалось, и, мол, исключительно поэтому они пригласили Роя Харпера. Учитывая, что Дэвид на самом деле довольно неплохо поёт, я склонен думать, что Ник утаил от читателей важную деталь, чтобы не выставлять Дэвида трусом. Если я прав, можете себе представить, сколько ещё любопытных и немаловажных деталей не попало в книгу из-за чрезмерной тактичности Ника ...


Что мне понравилось, так это то, что Ник (за это ему огромный респект) упоминает и других музыкантов, популярных в эпоху Pink Floyd. Это и Sex Pistols, и Procol Harum, и, конечно, The Beatles. Кстати, из этой книги я узнал, что Дэвиду Гилмору, как и остальным участникам группы, многие начинающие музыканты присылали свои демозаписи. Среди них была одна от школьницы, чьи вокальные данные затмевали всех прочих новичков. Дэвид как мог помогал пробиться её таланту и впоследствии стал продюссером её дебютного альбома The Kick Inside (1978). Имя этой школьницы - Kate Bush.


В книге есть несколько довольно забавных историй, так что пару-тройку я даже улыбнулся, но основной упор Ник сделал на трудности, с которыми Флойды то и дело сталкивались, так что в целом было не до смеха. Для сравнения, когда я читал книгу Дитера Болена "Ничего, кроме правды", то смеялся, почти не переставая. Понимаю, что у Дитера в книге много чего было придумано для красного словца и правды там скорее всего не больше 20%, зато с юмором был полнейший порядок.


Книгу завершает список дат и событий с 1943-го по 2005-ый год в хронологическом порядке. Я не очень понял принцип, по которому те или иные события попали в список, но прочёл эту хронологию с интересом. Рядом с днями рождения и смерти известных музыкантов, актёров и прочих известных людей, а также релизами тех или иных пластинок, книг и фильмов, соседствуют даты вступления на пост видных политических деятелей, а также даты: создания интернета, полёта Гагарина в космос, аварии на Чернобыльской АЭС и многие-многие другие. Короче говоря, список довольно занимательный, но я совсем не удивлюсь, если окажется, что несколько дат появилось лишь в русскоязычном издании.


Что касается оформления книги, то не могу не отметить ряд достоинств. Это и солидный твёрдый переплёт, и плотная белоснежная бумага с идеальным размером шрифта. А самое приятное - около сотни совершенно потрясающих фотографий, листать которые одно удовольствие. Плотная и приятная на ощуть фотобумага буквально умоляет, чтобы по ней поводили пальцами и подольше порассматривали.



Переходя к недостаткам русскоязычного издания, не могу не выразить своего возмущения по поводу огромного количества ошибок, причём не только орфографических, но и смысловых, т.е. типичных ошибок перевода. Такое ощущение, что после того, как книгу перевели, её не дали почитать никому из редакторов/корректоров, а вместо этого сразу же запустили в тираж. Издательство умудрилось накосячить даже в подписях к фотографиям. Честно скажу, с такой откровенной халтурой в официальном издании я встретился впервые. Может, это норма в наши дни, когда найти грамотного и ответственного человека - довольно непросто, но я считаю такое неуважение к потребителю читателю недопустимым, и за это большой жирный минус издательству Амфора, которое, кстати, уже более года не существует.

Завершая обзор, могу сказать, что большую часть завесы с аудио-чуда под названием Pink Floyd книга Ника Мэйсона снимает, а это самое главное. Я бы назвал её добротным чтивом из серии "must read" для любого, кто хочет поближе познакомиться со взлётами и падениями группы, а также узнать имена людей, которые принимали самое непосредственное участие как в концертной, так и в студийной работе, помогая Флойдам завоёвывать любовь слушателей.
Tags: книга-рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “книга-рецензия” Tag

promo discoman may 23, 2020 20:00 68
Buy for 200 tokens
К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments

Posts from This Journal “книга-рецензия” Tag