?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

      Не так давно беседовал с уважаемым pahamaku про советские кассетники, и в процессе беседы поймал себя на мысли, что хочу написать эдакое эссе про популярные аудио-форматы в нашей стране, начиная с сороковых годов и заканчивая днём сегодняшним. Мыслей было так много, что местами получилось сумбурно, но если раскладывать всё по полочкам, я рискую вообще не разродиться постом на самую животрепещущую для меня тему.

     Первым носителем "продвинутой" музыки в послевоенном советском обществе конца 1940-ых - начала 1960-ых годов были «кости». Музыкой на «костях» называли записи, которые были нарезаны подпольно на гибких рентгеновских снимках с изображениями различных частей человеческого скелета (чаще всего рёбер). Кстати, «на костях» записывали не только западный джаз и рок-н-ролл, но и русскую эмигрантскую музыку, а также блатняк. Советские музыкальные «пираты», рискуя свободой, делали вожделенные песни доступными более широкой аудитории. Музыка на «костях» это уникальная вещь в истории нашей страны. Какой смысл подпольно копировать копеечную сорокопятку, если точно такую же можно приобрести в музыкальном магазине за углом? Но в нашей стране практически любая нормальная западная музыка, кроме совсем уж безобидной эстрады, была под негласным запретом почти до самой перестройки (1985 г.), поэтому для большинства людей единственной возможностью послушать любимого западного исполнителя было достать из-под полы копию, а уж на чём она была сделана, на «костях» или на плёнке, и какая это по счёту копия - дело десятое. В те годы ни о каком качестве не было и речи. Что-то можно расслышать - уже хорошо.




В середине 1960-х распространение катушечных магнитофонов положило конец феномену под названием музыка на «костях», и постепенно подпольный рынок этих артефактов исчез. Отныне модную музыку крутили (всё ещё подпольно) уже на катушечных магнитофонах. Достать фирменные пласты с западной музыкой было нелегко, да и стоили они космически дорого (в среднем одна долгоиграющая пластинка стоила 2/3 зарплаты инженера первой категории), а доступные по цене пластинки на советской "Мелодии" были неинтересны своим репертуаром, состоявшим в лучшем случае из классики, а в худшем - из песен отечественной эстрады, поэтому магнитофон являлся волшебной дверью в безграничный мир самой разнообразной мировой музыки. За счёт высокой скорости и большой ширины ленты катушечники позволяли добиться очень высокого качества звучания. Они стали раз и навсегда совершенным источником звука. Дело в том, что на лентах фиксируется практически непосредственно переменное электромагнитное поле, которое после снятия с ленты головкой попадает в усилительный тракт без какой-либо физической трансформации (в отличие от фонокоррекции в LP-проигрывателе и сложного процесса цифро-аналогового преобразования в CD-плеере). А главной фишкой магнитофонов являлось то, что любую запись можно было копировать в домашних условиях, т.е. неконтролируемо распространять,чем и воспользовались люди, имевшие налаженный канал по доставанию фирмЫ.

Пожалуй, СССР одна из немногих стран, если вообще не единственная страна в мире, в которой количество неофициальных магнитоальбомов превышало или во всяком случае было соизмеримо с количеством наименований официально-выпущенных пластинок. Простому музыканту, будь он хоть семь пядей во лбу, было почти невозможно добиться от Министерства Культуры СССР разрешения на выпуск собственной пластинки. Посему магнитная запись являлась для большинства групп и исполнителей единственным способом достучаться до слушателя распространять своё творчество среди музыкально-голодного населения. Именно благодаря магнитофонам широкие массы познакомились с песнями Владимира Высоцкого и многих других полузапрещённых поэтов.

Когда в СССР меломаны обзаводились своими первыми ламповыми катушечниками, за рубежом появился самый миниатюрный звуковой носитель за всю историю звукозаписи - компакт-кассета. К середине '70-ых годов это чудо инженерной мысли дошло и до нас. За счёт низкой скорости ленты (всего 4,76 см/c в отличие от 19.05 см/c у бытового катушечника), крохотной толщины магнитного (рабочего) слоя, а также малой ширины плёнки (3,81 мм), кассетные магнитофоны имели во много раз худшие характеристики, чем их катушечные собратья. Среди них - огромные шумы, сужавшие реальный динамический диапазон до 40-45 дБ (выходной уровень сигнала воспроизводящей головки порядка ~0,2 мВ, т.е. сопоставим с собственными шумами транзистора первого [входного] каскада), плохое разделение стерео-каналов и прочие неприятные вещи. Но поскольку советские катушечные магнитофоны семидесятых годов, как, впрочем, и вся советская аудио-аппаратура, не отличались высоким качеством звучания, то в силу большего удобства и фантастической компактности многие меломаны уже с конца семидесятых годов стали постепенно переходить с громоздких и неэстетичных катушек на кассеты.

Труднодоступность фирменных японских кассет и недешёвая цена внушали благоговение и вгоняли в трепет, когда их брали в руки и аккуратно распечатывали плёнку, в которую они были упакованы. Ох как нелегко приходилось, когда просили дать послушать, страшно было себе представить, что случится, если дорогущую плёнку зажуёт. Самое трагичное было, когда твою кассету навсегда "заигрывали". Увы, такие случаи в эпоху тотального дефицита были нередки...

А какой незабываемый аромат был у японской кассеты Maxell LN 90 (1984-го года выпуска). Этот запах нельзя было спутать ни с чем. Так офигительно пахла только Maxell LN 90. Счастливчики, державшие хоть раз в руках это японское чудо, не дадут мне соврать.




Любопытно, что на Западе кассетный бум случился практически в те же годы, что и у нас - 1979-1985. Это связано с тем, что именно в этот период японские стационарные кассетные деки (в особенности деки Nakamichi) достигли теоретически-возможного предела в плане качества воспроизведения и записи т.е. из формата "компакт-кассета" выжали всё, что могли. Дальше двигаться было некуда.


А в конце 1982-ого года на прилавках японских музыкальных магазинов появилась первая запись в новом цифровом(!) и очень компактном формате - COMPACT DISC DIGITAL AUDIO. Ею стал шестой альбом Billy Joel - "52nd Street" 1978. Уж очень напрягало компанию SONY, что музыкальные магнитные фонограммы можно без особых потерь копировать и распространять в обход звуко-записывающих магнатов. И вот они изобрели носитель, с которого невозможно было сделать абсолютную копию, не потеряв в качестве. Это был триумф SONY. Да и для простых любителей музыки этот формат был поистине революционным. CD был лишён всех недостатков как кассеты, так и пластинки, и при этом имел совершенно ошеломляющие технические характеристики. В отличие от пластинки и магнитной ленты, он совсем не требовал ухода, а за счёт бесконтактного считывания информации, качество фонограммы не ухудшалось ни от времени, ни от количества прослушиваний. Таким образом, компакт-диск стал самым совершенным неперезаписываемым аудио-носителем за всю историю звукозаписи. Правда большинство советских меломанов смогли познакомиться с данным форматом лишь после развала СССР.


Сильные мира сего просчитались, когда полагали, что им удалось сделать носитель, который невозможно скопировать. Уже спустя 17-18 лет можно было сделать абсолютную копию компакт-диска на обычном персональном компьютере, имеющем CD-RW-привод . Звукозаписывающие компании зашли в серьёзный тупик, из которого они, на мой взгляд, не могут выбраться и по сей день. Чтобы остаться на плаву, они вообще перестали заморачиваться вопросами качества, а все силы направили на маркетинг и красивую обёртку. Уж чего только умные японцы не напридумывали за последние 20 лет - и HDCD, и XR-CD, и SACD, и SHM-CD, а принципиально повысить качество звучания правильно-записанного CD им так и не удалось. Количество едва уловимых деталей и тонких нюансов, к сожалению, никаким образом не добавляет цифровой музыке эмоциональной силы. Некоторые лейблы и вовсе перестали обращать внимание на искушённого слушателя, поэтому при мастеринге используют запредельную компрессию звука с целью повысить средний уровень громкости до 0 дБ. Видимо это делается для того, чтобы такие релизы было комфортно слушать в метро или находясь на взлётно-посадочной полосе аэродрома.


Формат CD всем хорош, но у него, как и у всех последующих цифровых форматов, включая Hi-Res 192 / 24, напрочь отсутствует энергетика. Это то, что нам было не понять в девяностых (когда рухнул железный занавес и в страну хлынул нескончаемый поток музыки на компактах) и то, что так явно понимаешь сейчас. Энергетика старых вещей, будь то виниловая пластинка или магнитная лента, чудесным образом влияет на наш организм. Многие из нас любили, да и сейчас любят тёплое, аналоговое звучание. Большинство компакт-дисков с записями музыки '60-ых и '70-ых годов звучат совершенно не так драйвово и зажигательно как они порой звучали на катушках и кассетах.

Как тут  не вспомнить времена, когда ты брал кассету с любимой музыкой, вставлял её в деку и нажимал клавишу «ПУСК». Музыка ещё не зазвучала, а комната уже заполнилась неким "воздухом", и вот ты замер в ожидании первых тактов. Такого пристального внимания к музыкальному материалу почти не бывает в наши дни. Чаще всего после нажатия клавиши PLAY на CD-проигрывателе ты садишься сёрфить интернет или идёшь заниматься домашними делами. Что не говори, а CD и MP3-файлы отучили нас от внимательного прослушивания. Сейчас это не процесс погружения в интимный контакт с музыкой, а нечто сродни безвкусному и безмерному потреблению. Мы совершенно точно выиграли в совершенстве и разнообразии, но потеряли в эмоциональности и глубине. Это особенно трудно осознавать, да и, честно говоря, не очень-то хочется после того, как весь мир, включая звукорежиссёров и самих артистов сделали свой выбор в пользу удобной и безупречной цифры, а от золотой эры аналогового аудио остались лишь воспоминания тех счастливчиков, кому выпала честь её застать.
promo discoman апрель 7, 2017 08:00 67
Buy for 200 tokens
В наши дни в России музыку на компакт-дисках слушают очень немногие люди. Большинство моих друзей и знакомых крутят пальцем у виска, когда узнают, что я, как и 20 лет назад, продолжаю покупать эти переливающиеся всеми цветами радуги пластиковые блины. Откровенно говоря, я тоже лет эдак шесть не…

Comments

( 70 comments — Leave a comment )
tsklab
Nov. 12th, 2017 03:10 pm (UTC)
Не упомянули цифровые кассеты.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Digital_Audio_Tape
https://geektimes.ru/post/279854/
Которые позволяли сделать копию CD.

Edited at 2017-11-12 03:12 pm (UTC)
discoman
Nov. 12th, 2017 03:28 pm (UTC)
Re: Не упомянули цифровые кассеты.
Я делал обзор только популярных аудио-форматов. Лично я ни разу не пользовался цифровыми кассетами и не знаю ни одного человека, у которого они были бы в ходу.

Я также не упомянул мини-диски и DAT-ленты. Это сделано намеренно, чтобы мое эссе хоть кто-нибудь мог дочитать до конца:)
alex_mclydy
Nov. 12th, 2017 03:40 pm (UTC)
Блеск. Снимаю шляпу. Хоть я и остался не у дел во всех этих революциях звучания, очень приятно было почитать.
discoman
Nov. 12th, 2017 04:20 pm (UTC)
Спасибо за лестный отзыв. Очень приятно.
klim33
Nov. 12th, 2017 03:59 pm (UTC)
Через хороший усилок и колонки компакт кассеты звучали не плохо.
Кассеты 3-4 типа на япошке в начале 90 звучали не хуже CD
discoman
Nov. 12th, 2017 04:31 pm (UTC)
На японской технике кассеты играли уж точно не хуже компактов. Другое дело, что у подавляющего большинства меломанов была советские кассетники, которые сейчас правильнее было бы назвать аудио-регистраторами. Естественно, что на фоне вечно-плавающего из канала в канал и поджеванного (подхриповатого) звука советского кассетника, любой пиратский компакт, вставленный в самый дешевый CD-ROM-привод, уделывал кассету по всем статьям. Я считаю, что именно поганый звук советской аудио-аппаратуры похоронил сперва такой формат как пластинки, а потом и кассеты.
(no subject) - klim33 - Nov. 12th, 2017 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 12th, 2017 06:56 pm (UTC) - Expand
aleksyri
Nov. 12th, 2017 04:58 pm (UTC)
Как-то обделили Вы вниманием винил)), а между тем все "подпольные" копии до определённого момента делались именно с него.Утверждение " западная музыка, кроме совсем уж безобидной эстрады, была под негласным запретом почти до самой перестройки (1985 г.)" не совсем верно, всё же выпускались "лицензионые" диски, можно было купить пластинки выпущенные в соцстранах ( в Москве во всяком случае, у меня до сих пор есть такая Ч.Немена,), да и "толкучка" в 80-ые была почти официальной - "клуб филофонистов" в ДК им.Горбунова, из которго и произросла потом легендарная "Горбушка".
discoman
Nov. 12th, 2017 06:53 pm (UTC)
Вообще-то я написал, что копии на магнитофонную плёнку делались с фирмЫ (то бишь фирменных пластов). Очень обидно, что Вы мой пост прочитали по диагонали.

Лицензионные диски действительно имели место, но они составляли 1-2% от всех удачных западных альбомов и поэтому не сильно спасали положение меломанов-винильщиков. К тому же они начали массово выпускаться лишь ближе к концу 70-ых, причём с задержкой от родных релизов в 3-4, а иногда и в 10 лет. И даже несмотря на это отставание, многие популярные диски (Boney M, ABBA) можно было купить лишь у перекупщиков, трущихся около музыкальных магазинов, за червонец, ибо с прилавков ходовую лицензионную музыку (по цене 2 руб. 50 коп.) сметали в день завоза в магазин.

Про ДК им. Горбунова стоит наверное написать отдельный пост, ибо уж очень много интересного связано с этим легендарным местом.
(no subject) - aleksyri - Nov. 12th, 2017 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 12th, 2017 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 05:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 14th, 2017 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 14th, 2017 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 14th, 2017 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 14th, 2017 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 14th, 2017 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 14th, 2017 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 14th, 2017 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 14th, 2017 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 14th, 2017 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 14th, 2017 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 15th, 2017 06:54 am (UTC) - Expand
scripnikmusic
Nov. 12th, 2017 06:13 pm (UTC)
Лично я разницу между КД и винилом очень хорошо слышу на записях классики. На виниле ты физически ощущаешь, как смычок скрипки вгрызается в струну. А на КД этого ощущения нет, хотя всё вроде бы чётко и детально. Это та самая энергетика, о которой ты говоришь.
discoman
Nov. 12th, 2017 07:03 pm (UTC)
Должен признаться, что я никогда не любил классику... до тех пор, пока в 2006-ом году не услышал Чайковского на советском виниле. Всё. С тех пор влюбился в этот жанр. Слушаю классику довольно часто, причём исключительно на пластинках. На компактах (в цифре) это совершенно безэмоциональная музыка. Не знаю, как это объяснить, но ощущение, что перед мастерингом на CD из классического произведения вычерпывают весь драйв, оставляя сухие точно-выверенные звуки.

А вот хорошо-записанный джаз и на CD звучит неплохо, т.е. вполне цепляюще.
(no subject) - scripnikmusic - Nov. 13th, 2017 04:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksyri - Nov. 13th, 2017 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 10:42 am (UTC) - Expand
viu_vitsu
Nov. 12th, 2017 07:34 pm (UTC)
Ух ты! У тебя целая статья для музыкального журнала получилась. С огромным интересом и удовольствием прочитала и даже не один раз. Зря ты волновался, когда интересно, наоборот, радуешься пространному тексту. :)))

Катушечные магнитофоны почти не помню, у нас дома сразу появилась японская техника для кассет. Но вот, что всегда удивляло - чудовищная разница в звучании советской и японской техники. Прям какой-то идеологической диверсией попахивало. Ну, нельзя было так откровенно дискредитировать отечественную продукцию. Помню, как берегли японские кассеты, если их кому-то и давали вынести из дома, то чуть ли не кровью заставляли расписываться, что на отечественной технике их слушать не будут. Ну, и соответственно в нашем доме было табу на отечественные кассеты. Одна правда была - промышленно выпущенный сборник романсов в исполнении Евгения Мартынова, и мы с мамой тайком слушали. И ничего, не попортились головки, наговор это всё. Тем более были какие-то специальные кассеты с белой "мохнатой" лентой для чистки головок. И да, все эти богатства благоухали, что кассеты, что сама техника, особенно новая. Ни с чем несравнимый запах, который нисколько не раздражал.

Кстати, я довольно большой любитель классической музыки, и она меня в цифре нисколько не разочаровывает. Беда скорее в том, что не все её хорошо исполняют, и в первую очередь надо смотреть на имя исполнителя. Помню, купила свои любимые сонаты Бетховена, их какой-то бельгийский крендель исполнял - просто тихий ужас. А вот Рихтер есть Рихтер, он и в цифре звучит, как бог.
discoman
Nov. 12th, 2017 07:53 pm (UTC)
Статья получилось немного несобранной и местами скомканной. Пробежался по очень многим вещам, о которых изначально не планировал говорить, а о чём-то наоборот умолчал. Но иначе было бы очень много текста, а делить эссе на два поста мне категорически не хотелось.

Конечно, в японской аппаратуре можно было крутить любые кассеты, даже наши доморощенные "МК-60". Это в нашей аппаратуре нежелательно было крутить японские кассеты, т.к. многие отечественные кассетники имели проблемы с лентопротяжкой, которые в первую очередь проявлялись в том, что плёнка на первой и, соответственно, последней песне каждой стороны сильно коробилась из-за недостаточного натяжения подающего узла. Худшие же модели советской промышленности могли попросту зажевать ленту (она превращалась в эдакую гармошку), что помимо убитой песни могло приводить к тому, что для извлечения плёнки из механизма её приходилось буквально рвать и затем склеивать ацетоном. Так что ты совершенно верно помнишь, что японские кассеты если и давали кому-то послушать, то будучи уверенными, что это будет не балалайка типа "Электроники-302", а хотя бы стационарная дека "Яуза-220", а лучше SHARP или JVC.

Если тебя цепляет классика в цифре, могу только позавидовать и порадоваться за тебя. Я кайфую только когда слушаю её под шорох винила :)
simart
Nov. 12th, 2017 11:52 pm (UTC)
отличный обзор! написано - шикарно!
спасибо!
(а всякие цифровые мини-диски и DAT- это было дорого для бытовки. это было для профи - для театров, ТВ и для радио... а уже скоро всё будет на флэшках и в инетовском "облаке"... хотя винил возвращается... )
discoman
Nov. 13th, 2017 05:15 am (UTC)
Винил не возвращается равно как и кассеты. Возвращается всего лишь форма. Никто из исполнителей не пишется в аналоге уже более 20 лет, поэтому современный винил это совсем не тот винил. Это цифра, которая хранится на несовершенном носителе. А учитывая, что качество виниловой массы сильно упало (запечатанные пластинки имеют трески уже с завода), то про возращение винила может говорить человек, который ни разу не слушал тот самый винил. Уверен, что ты таковым точно не являешься:)

За отзыв спасибо:) Очень тронут)
(no subject) - simart - Nov. 13th, 2017 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 13th, 2017 09:26 am (UTC) - Expand
pahamaku
Nov. 29th, 2017 02:38 pm (UTC)
ох, уж эти кассеты макссел. на мой вкус одни из лучших по качеству, дизайну и по тактильным ощущениям. такая вещь, которую приятно даже просто взять в руки. спасибо за пост, у тебя получается. продолжай и развивай тему. есть ощущение, что тебе есть еще что сказать на тему
discoman
Nov. 29th, 2017 03:06 pm (UTC)
Спасибо за приятный отзыв :) Хотя я думал, ты будешь первым комментатором)

Да, есть много что сказать по аналоговому звуку, но всё это как-то скомпоновать в логически-структурированный пост не получается. Потому что отвлекаешься по дороге на что-то важное и главная нить теряется. Но я рад, что опубликовал этот пост, а не стал его шлифовать до идеала.

А Maxell - реально вещь. Правда запах имела только модель LN 90 1984-го года (та, что на фото), насколько мне известно. Кстати она до сих пор у меня пахнет, не так сильно как в 1990-ом, но всё же :)

Edited at 2017-11-29 03:07 pm (UTC)
(no subject) - pahamaku - Nov. 29th, 2017 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 29th, 2017 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pahamaku - Nov. 29th, 2017 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 29th, 2017 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pahamaku - Nov. 30th, 2017 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 30th, 2017 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - pahamaku - Nov. 30th, 2017 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - discoman - Nov. 30th, 2017 07:29 am (UTC) - Expand
( 70 comments — Leave a comment )

Profile

Меломан
discoman
Disco Maniac

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel