?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поэтический флэшмоб

На днях я таки соизволил принять участие в поэтическом флэшмобе. Эстафету мне любезно передала viu_vitsu, но я сразу её предупредил, что, возможно, ничего из этой затеи не получится, поскольку, как в кино и музыке, в поэзии мне так же сложно угодить. По итогам могу сказать, что я очень рад её предложению, ведь благодаря флэшмобу, я познакомился со многими произведениями поэта, у которого честно знал всего четыре стихотворения (помню некоторые строчки из них ещё со школы).

Мне достался довольно сложный поэт - Александр Блок. Сложный в том смысле, что у него практически все стихи в одном настроении - минорно-заунывном и крайне не жизнерадостном. Как и многим из вас, больше всего мне в его творчестве нравится стих про "аптеку, улицу, фонарь", но поскольку я не ищу лёгких путей, то мне захотелось открыть что-нибудь новое.

На глаза мне попался стих очень красивый, светлый, глубокий и, главное, необычайно трогательный, так что у какой-нибудь сентиментальной барышни на последнем четверостишии может даже защемит сердце.


Александр Блок "Сусальный ангел"

На разукрашенную ёлку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щелку
Закрытых наглухо дверей.

А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло...
Но ангел тает. Он — немецкий.
Ему не больно и тепло.

Сначала тают крылья крошки,
Головка падает назад,
Сломались сахарные ножки
И в сладкой лужице лежат...

Потом и лужица засохла.
Хозяйка ищет — нет его...
А няня старая оглохла,
Ворчит, не помнит ничего...

Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты,
Под ярким пламенем событий,
Под гул житейской суеты!

Так! Погибайте! Что в вас толку?
Пускай лишь раз, былым дыша,
О вас поплачет втихомолку
Шалунья девочка — душа...

(25 ноября 1909)


Ассоциативная картинка прилагается (хотя на самом деле это всего одна из нескольких мощных ассоциаций, которые рождаются в процессе прочтения).



Это фрагмент витрины одного из магазинов игрушек в моём городе.
В тот момент, когда я проходил мимо, карусель со зверушками крутилась, даря радостное и праздничное настроение детворе, которая, прогуливаясь по тёмным улицам с родителями, подолгу залипала перед стеклом...

Posts from This Journal by “флэшмоб” Tag

promo discoman april 7, 2017 08:00 67
Buy for 200 tokens
В наши дни в России музыку на компакт-дисках слушают очень немногие люди. Большинство моих друзей и знакомых крутят пальцем у виска, когда узнают, что я, как и 20 лет назад, продолжаю покупать эти переливающиеся всеми цветами радуги пластиковые блины. Откровенно говоря, я тоже лет эдак шесть не…

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
yachtweek
Oct. 16th, 2017 07:19 am (UTC)
Интересно витрина оформлена
discoman
Oct. 16th, 2017 05:07 pm (UTC)
Да я вообще был в лёгком шоке. Как будто в сказку попал. Ладно бы это было в Москве, но в моём родном захолустье :)
bongodemon
Oct. 16th, 2017 08:09 am (UTC)
Писать, что у Блока "практически все стихи в одном настроении", значит плохо его знать. Вот, пожалуйста - наведешь так порядок в родном Шахматове, и напишется вот такое. При чтении вслух голос сам собой крепнет и становится звонче, проверено.

Сольвейг


Сергею Городецкому

Сольвейг прибегает на лыжах.
Ибсен. "Пер Гюнт"

Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,
Улыбнулась пришедшей весне!

Жил я в бедной и темной избушке моей
Много дней, меж камней, без огней.

Но веселый, зеленый твой глаз мне блеснул -
Я топор широко размахнул!

Я смеюсь и крушу вековую сосну,
Я встречаю невесту — весну!

Пусть над новой избой
Будет свод голубой -
Полно соснам скрывать синеву!

Это небо — твое!
Это небо — мое!
Пусть недаром я гордым слыву!

Жил в лесу, как во сне,
Пел молитвы сосне,
Надо мной распростершей красу.

Ты пришла — и светло,
Зимний сон разнесло,
И весна загудела в лесу!

Слышишь звонкий топор? Видишь
радостный взор,
На тебя устремленный в упор?

Слышишь песню мою? Я крушу и пою
Про весеннюю Сольвейг мою!

Под моим топором, распевая хвалы,
Раскачнулись в лазури стволы!

Голос твой — он звончей песен старой
сосны!
Сольвейг! Песня зеленой весны!
bongodemon
Oct. 16th, 2017 08:13 am (UTC)
Или поездишь по свету, а потом напишешь вот такое, что Маяковский будет наизусть читать и обижаться, когда собеседник не продолжит строчку.

* * *

Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.

Четыре — серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.

Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг — суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.

И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал…

Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
discoman
Oct. 16th, 2017 05:14 pm (UTC)
Радо радоваться - прикольная находка. Вообще интересный стих.
discoman
Oct. 16th, 2017 05:11 pm (UTC)
Несколько радостных стихов всего лишь подтверждают правило. Ну хорошо. Не "практически все", а большая часть стихов.

Стих по содержанию и атмосфере классный, а по форме совсем не моё.
viu_vitsu
Oct. 16th, 2017 04:18 pm (UTC)
Анрюша, какое же замечательное стихотворение ты выбрал. Такое сказочно-уютное, пусть и грустное, но ведь и светлое. И картинка (фотография) очень и очень в тему пришлась, хотя, конечно же согласна с тобой, здесь очень много слоёв восприятия - настоящая полифония.
discoman
Oct. 16th, 2017 05:15 pm (UTC)
Я рад, что тебе оно тоже понравилось:)
Только куда ты затеряла букву Д в моем имени?)
viu_vitsu
Oct. 16th, 2017 05:35 pm (UTC)
"Мартышка к старости слаба глазами стала"... Прости, пожалуйста.
Кстати, очки-то у меня есть, но я никак к ним не привыкну. :))
discoman
Oct. 16th, 2017 06:25 pm (UTC)
Очки и у меня есть, причём даже парочка - обычные и солнцезащитные :)
Я их только когда за рулём ношу)
viu_vitsu
Oct. 16th, 2017 06:31 pm (UTC)
У меня именно старческие - от дальнозоркости. Солнцезащитных-то несколько пар, я их даже не считаю.
discoman
Oct. 16th, 2017 06:59 pm (UTC)
Да ты крутышка :) Хотя девушки любят разнообразие в солнцезащитных очках, это да.

А я пока что близорукостью страдаю. Врачи обещали, что к 18-летию должно выправиться, но я как подсел на IBM PC в 1993-м году, так с тех пор зрение только падает.
viu_vitsu
Oct. 16th, 2017 07:06 pm (UTC)
У меня всю жизнь было идеальное зрение, но летом, видимо на почве стресса из-за увольнения, начало портиться. В сентябре пришлось сделать очки. Но я их почти не надеваю, вот и делаю досадные ошибки. Ещё раз извини. :)) И ещё раз спасибо за чудесное стихотворение и настроение.
discoman
Oct. 16th, 2017 07:10 pm (UTC)
Ты это, прекращай нервничать. Нервы штука такая, могут не только на зрении отразиться. Мне бы тоже пора очки переделать, эти уже не совсем справляются, но так лениво этим заниматься

И не извиняйся:) Я уже давно перестал придираться к явным опечаткам. Сам регулярно совершаю их в WhatsApp :)
marinamariha
Oct. 17th, 2017 08:26 am (UTC)
Очень хорошее стихотворение, такое на самом деле немножко щемящее. И картинка очень подходящая.
discoman
Oct. 17th, 2017 08:27 am (UTC)
А! Всё-таки защемило :)
marinamariha
Oct. 17th, 2017 08:33 am (UTC)
Да, есть такое дело.)
sophiekhokkanen
Oct. 17th, 2017 04:53 pm (UTC)
Мой любимый поэт)
discoman
Oct. 17th, 2017 06:30 pm (UTC)
Обалдеть)
Не ожидал, если честно)
sophiekhokkanen
Oct. 17th, 2017 06:43 pm (UTC)
Бывают в жизни сюрпризы)

И вот мое любимое:

Песнь Ада
День догорел на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче.
Там сумерки лиловые легли.

Меня там нет. Тропой подземной ночи
Схожу, скользя, уступом скользких скал.
Знакомый Ад глядит в пустые очи.

Я на земле был брошен в яркий бал,
И в диком танце масок и обличий
Забыл любовь и дружбу потерял.

Где спутник мой? — О, где ты, Беатриче? —
Иду один, утратив правый путь,
В кругах подземных, как велит обычай,

Средь ужасов и мраков потонуть.
Поток несет друзей и женщин трупы,
Кой-где мелькнет молящий взор, иль грудь;

Пощады вопль, иль возглас нежный — скупо
Сорвется с уст; здесь умерли слова;
Здесь стянута бессмысленно и тупо

Кольцом железной боли голова;
И я, который пел когда-то нежно, —
Отверженец, утративший права!

Все к пропасти стремятся безнадежной,
И я вослед. Но вот, в прорыве скал,
Над пеною потока белоснежной,

Передо мною бесконечный зал.
Сеть кактусов и роз благоуханье,
Обрывки мрака в глубине зеркал;

Далеких утр неясное мерцанье
Чуть золотит поверженный кумир;
И душное спирается дыханье.

Мне этот зал напомнил страшный мир,
Где я бродил слепой, как в дикой сказке,
И где застиг меня последний пир.

Там — брошены зияющие маски;
Там — старцем соблазненная жена,
И наглый свет застал их в мерзкой ласке…

Но заалелся переплет окна
Под утренним холодным поцелуем,
И странно розовеет тишина.

В сей час в стране блаженной мы ночуем,
Лишь здесь бессилен наш земной обман,
И я смотрю, предчувствием волнуем,

В глубь зеркала сквозь утренний туман.
Навстречу мне, из паутины мрака,
Выходит юноша. Затянут стан;

Увядшей розы цвет в петлице фрака
Бледнее уст на лике мертвеца;
На пальце — знак таинственного брака —

Сияет острый аметист кольца;
И я смотрю с волненьем непонятным
В черты его отцветшего лица

И вопрошаю голосом чуть внятным:
«Скажи, за что томиться должен ты
И по кругам скитаться невозвратным?»

Пришли в смятенье тонкие черты,
Сожженный рот глотает воздух жадно,
И голос говорит из пустоты:

«Узнай: я предан муке беспощадной
За то, что был на горестной земле
Под тяжким игом страсти безотрадной.

Едва наш город скроется во мгле, —
Томим волной безумного напева,
С печатью преступленья на челе,

Как падшая униженная дева,
Ищу забвенья в радостях вина…
И пробил час карающего гнева:

Из глубины невиданного сна
Всплеснулась, ослепила, засияла
Передо мной — чудесная жена!

В вечернем звоне хрупкого бокала,
В тумане хме?льном встретившись на миг
С единственной, кто ласки презирала,

Я ликованье первое постиг!
Я утопил в ее зеницах взоры!
Я испустил впервые страстный крик!

Так этот миг настал, нежданно скорый.
И мрак был глух. И долгий вечер мглист.
И странно встали в небе метеоры.

И был в крови вот этот аметист.
И пил я кровь из плеч благоуханных,
И был напиток душен и смолист…

Но не кляни повествований странных
О том, как длился непонятный сон…
Из бездн ночных и пропастей туманных

К нам доносился погребальный звон;
Язык огня взлетел, свистя, над нами,
Чтоб сжечь ненужность прерванных времен!

И — сомкнутых безмерными цепями —
Нас некий вихрь увлек в подземный мир!
Окованный навек глухими снами,

Дано ей чуять боль и помнить пир,
Когда, что ночь, к плечам ее атласным
Тоскующий склоняется вампир!

Но мой удел — могу ль не звать ужасным?
Едва холодный и больной рассвет
Исполнит Ад сияньем безучастным,

Из зала в зал иду свершать завет,
Гоним тоскою страсти безначальной, —
Так сострадай и помни, мой поэт:

Я обречен в далеком мраке спальной,
Где спит она и дышит горячо,
Склонясь над ней влюбленно и печально,

Вонзить свой перстень в белое плечо!»
discoman
Oct. 17th, 2017 07:51 pm (UTC)
Очень мощно. Просто невероятно.
Настоящая поэзия с элементами некоего волшебства. В прозе я такое встречал, пожалуй, только у Булгакова.


Только слово "перстень" использовано явно для размера. По смыслу здесь нужно было "клык" или "клыки в белое плечо".

Это мне напомнило (и очень здорово напомнило) песню "Опиум для никого" у Агаты Кристи. Там тоже есть такие строчки
"Накрась ресницы губной помадой,
А губы лаком для волос.
Ты будешь мёртвая принцесса,
А я твой верный пёс..."

Очевидно по смыслу (да и я сам частенько пел так) должно быть
"А губы лаком для ногтей",
но тогда рифма с псом теряется. Тот редкий случай, когда в угоду рифме/размеру можно немного разрушить логику и здравый смысл произведения.

В любом случае, это не мешает занимать этой песне первое место в моём личном хит-параде 1995-го года :)

Edited at 2017-10-17 07:51 pm (UTC)
sophiekhokkanen
Oct. 17th, 2017 08:07 pm (UTC)
Ну, там говорилось про кольцо с острым аметистом, чуть повыше. Его он и вонзал. Хотя кто знает... На это случай есть еще одно прекрасное стихотворение моего любимого современного автора Astera - " Что автор имел ввиду"

Нас научили в школе искать до тризн,
Что же проклятый Автор хотел сказать,
В лупу смотреть на текст через десять призм,
Там, где стояло "вашу", читать про "мать".

Видеть всегда в работе второе дно
Или сокрытый в строках масонский знак.
Автор польщен, конечно, но все равно –
Это искать не надо. Совсем. Никак.

Автор совсем не прячет второго дна.
И с этим дном вообще завязал давно.
Тезис и мысль он сам разовьет сполна,
И про бревно напишет "оно бревно".

Если же Автор пишет про боль внутри,
Или про то, что он ненавидит мир,
Это не знак кому-то звонить в "ноль-три"
И предлагать настойки-грибы-кефир.

Это не символ вечных его проблем
И одиночества – "нужное подчеркнуть".
Автор, поверьте, Очень Доволен Всем
И, не страдая, верит в свой личный путь.

Даже сакрально-вечные "эМ" дробь "Же"
Вовсе не значат секс по ампер-часам.
Автор не ходит в сари и парандже,
С сексом, поверьте, он разберется сам.

Все на виду, поймите – здесь все для вас:
Вывод, расчет, мораль, ключевая мысль.
Если герой показан опять анфас,
Вовсе не стоит в профиль искать свой смысл.

Вовсе не надо изобретать скорей,
Что он "на самом деле" имел в виду.
Все потому, что сотни таких "идей"
Автор бы сам не выдумал и в бреду.
discoman
Oct. 17th, 2017 08:14 pm (UTC)
Во всяком случае, на счёт АК ты со мной согласна, надеюсь?
Вне зависимости от того, что имел ввиду сам Глеб Самойлов.

Ты можешь себе представить, как ты красишь губы лаком для волос?
Только именно красишь, а не просто пшикаешь на них. Лак же по сути бесцветный. Я вот при всей моей неуёмной фантазии не могу.

Это я к тому, что иногда всё-таки стоит задумываться о том, что имел ввиду поэт, стеснённый размером и рифмой (в отличие от прозаика) ;)
sophiekhokkanen
Oct. 17th, 2017 08:20 pm (UTC)
Я думаю АК вообще над смыслом не особенно задумывались) у них многие песни сплошной психодел.) Есть такие таинственные авторы, которые хотят внести подтекст, но это очень непросто. Скажем, того же Булгакова совершенно нельзя воспринимать однозначно. А вот у Блока в этом стихотворении я думаю просто полет фантазии. Напоминает красиво описанный сон.
discoman
Oct. 17th, 2017 08:27 pm (UTC)
Не согласен. Есть у Глеба конечно откровенный психодел, который лучше вообще не анализировать. Это в основном позднее творчество (после 1997-го года), но ранние стихи (большая их часть) имеют вполне себе внятный смысл и логику, на мой взгляд. Хотя многие и считают Агату Кристи музыкой для наркоманов.


На счёт сна согласен. Очень похоже по описанию и вплетению "розовой" гаммы. Розовый цвет в реальности обычно не встретишь. У меня возникли ассоциации с "Ванильным небом". Там по одной цветовой гамме сразу понятно, что мы имеем дело не с реальностью, а с тем, что у героя Тома Круза в голове.
sophiekhokkanen
Oct. 17th, 2017 08:46 pm (UTC)
Я же не сказала все, я сказала много)
discoman
Oct. 18th, 2017 05:07 am (UTC)
Ну с этим я не спорю)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Меломан
discoman
Disco Maniac

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel