?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Глава VIII

     В августе 1990-го года брательник, который уже в начале 1989-ого съехал от нас к невесте в Ивантеевку, приехал ко мне в гости в этот раз без какой-либо музыки. Перед тем, как уйти, он как бы невзначай сказал, что на УКВ появилось радио, которое ежедневно крутит зарубежную музыку с шести утра до полуночи, устраивая перерыв в вещании каждый второй понедельник. Разумеется, как только он уехал, я включил свой старый ламповый приёмник «Ригонда» и сразу же нашёл это волшебное радио под названием «Европа Плюс Москва» на частоте 69.8 МГц. Это было единственное музыкальное радио в СССР на тот момент, организованное в рамках советско-французского проекта. Именно на этом радио я впервые услышал такие имена как George Michael, Paula Abdul, Kylie Minogue, Elton John, Sade, Bryan Adams, Bruce Springsteen, Chris De Burgh, Kim Wilde, Sting, Chris Rea, Joe Cocker, Mylene Farmer, Yazz, Eurythmics и много других. Отдельно хочу сказать про Madonna. Дело в том, что её лицо я неоднократно видел на значках, на страницах журнала «Ровесник», а также на чёрно-белых календариках, которые продавали спекулянты в поездах дальнего следования. Но когда я, благодаря радио, наконец-то познакомился с её музыкой, то был сильно разочарован. Я ожидал гораздо большего, учитывая какой культ она имела в СССР среди подростков. Во всяком случае, скандально-известная своими эротичными звуками Justify My Love и Vogue меня совершенно не впечатляли.

    Разумеется, поначалу каждая звучавшая песня для меня была открытием. Положение спасали ди-джеи - Таня Годунова, Роман Олегов, Ксения Стриж и другие, которые периодически объявляли исполнителей. Каждый час на радио начинался со стандартной отбивки - пятисекундного отрывка из супер-боевика Thriller в исполнении Michael Jackson.
    Две ставшие впоследствии моими любимейшими группами (Electric Light Orсhestra и Enigma) я впервые услышал именно на этом радио. До сих пор помню свои ощущения, когда первый раз услышал по радио Strange Magic, Livin' Thing и, конечно же, Here Is the News, ну а без Sadeness не обходился почти ни один эфир. Помимо перечисленных исполнителей на радио можно было услышать музыку Boney M., Queen, Roxette, ABBA, Genesis, а также The Bealtes и Pink Floyd. А пару раз я умудрился поймать песню Paul McCartney «Uncle Albert».

       Тем не менее, у радио были и серьёзные недостатки. Что меня бесило больше всего и вызывало дикие приступы непонимания так это то, что на радио не звучал ни один из моих любимых на тот момент исполнителей – Bad Boys Blue, Modern Talking, C.C.Catch, Sandra, Radiorama, Savage, Mike Mareen, Fancy, Blue System, London Boys... Единственным и, разумеется, очень приятным исключением из этого внушительного списка был лишь дуэт Pet Shop Boys. По радио время от времени крутили две песни с их последнего альбома BehaviorHow Can You Expect to Be Taken Seriously? и So Hard.

 Поскольку это было прежде всего коммерческое радио, то музыкальный эфир разбавлялся такой непривычной для всех нас, советских обывателей, штукой как реклама. Поначалу это было необычно и интересно, но со временем все эти рекламы ресторанов и магазинов начали меня раздражать, поскольку чем больше времени тратилось на рекламу, тем меньше оставалось на музыку. Что касается хитов на радио, которые взрывали каждый эфирный час, то в конце 1990-го года это, помимо уже упомянутой Sadeness, были I've Been Thinking About You (London Beat), Another Day In Paradise (Phil Collins), Black Velvet (Alannah Miles), Easy (Ice MC), Crying in the Rain (A-ha), It Must Have Been Love (Roxette), World In My Eyes и Personal Jesus (Depeche Mode) и, наконец, тройка лидеров моего личного хит-парада "Европа Плюс Москва" - Every Little Thing (Jeff Lynne), Enjoy the Silence (Depeche Mode), и The Party (Latino Party). Каждый раз, когда мне удавалось поймать в эфире любую из этих трёх вещей, я врубал свой катушечник, имеющий встроенный усилитель мощности и подключенный кабелем к "Ригонде", на полную громкость для того, чтобы послушать музыку через колонки вместе с соседями...

    Спустя несколько месяцев я понял, что мой музыкальный кругозор почти не пополняется любимыми песнями, поскольку в основном на радио крутили одни и те же композиции, большая часть которых у меня уже сидела в печёнках. Лидером была песня UB40 I’ll Be Your Baby Tonight. Её ставили чуть ли не каждый час. Самым нелюбимым ди-джеем у меня был тот, у кого в эфире чаще всего играла эта дурацкая песня. Очень долгое время пальма первенства по этой части принадлежала Ксении Стриж...
   К моему огромному счастью, в январе 1991-го года на УКВ появилась ещё одна музыкальная и очень таинственная радиостанция. Сначала там были просто позывные и странные фразы, которые произносил мужик (как оказалось впоследствии, тоже француз) с жутким иностранным акцентом - "...Семдисят адинъ и тхи десятих мигагехц. М-радио. Музыка новой волны…". Но где-то через месяц, словно в сказке, в эфире действительно зазвучала музыка. По началу это были записанные на катушку или кассету сборники, поэтому спустя месяц я знал точно, какая песня будет играть следующей, и мог легко записать на катушку нужную мне песню с самого начала до конца. К сожалению, качество музыки, записанной на тех самых катушках или кассетах, оставляло желать лучшего. Однако это с лихвой компенсировалось полным отсутствием новостей, рекламы и более свободным в музыкальном плане форматом - по радио крутили не только зарубежную (DNA feat. Suzanne Vega, Vanilla Ice, Peter Gabriel, Dee-Lite, Technotronic, Duran Duran), но и отечественную поп- и рок-музыку, и что самое главное – песню не могли прервать болтовнёй ди-джея, потому что ни о каких ди-джеях на «М-радио» в первые полгода вещания не было и речи. Разумеется, все мои знакомые отдавали предпочтение именно «М-Радио» главным образом из-за того, что здесь играла отечественная музыка – ДДТ, Кино, Наутилус Помпилиус, Алиса, Аквариум, Бригада С, Моральный кодекс, Мальчишник, Био...
     Так я стал настоящим радио-маньяком, не мыслящим ни минуты без двух любимых радиостанций. Мне пришлось даже перетащить «Ригонду» из комнаты родителей в свою комнату, чтобы просыпаться под гороскоп на «Европе Плюс Москва», который читала противным голосом какая-то плохо говорящая по-русски девушка в конце каждого часа под мелодию Jean-Michel Jarre «Fourth Rendez-Vous». Собственно, это единственная причина, по которой я просыпался под "Европу Плюс Москва".  Дело в том, что «Fourth Rendez-Vous» это такая воздушная музыка, просыпаться под которую и начинать новый день было одно удовольствие, а учитывая, что на тот момент я не знал ни исполнителя, ни названия мелодии, да вдобавок она захламлялась бредовой болтовнёй противной тётки, интерес к ней у меня не иссякал очень долго.

      Весной 1991-го года «Европа плюс Москва» неожиданно для меня переименовалась в «Европу Плюс», поскольку стала вещать не только в Москве, но и в Ленинграде. У радио поменялись джинглы и, к моему большому сожалению, сменилась джексоновская отбивка в начале часа. Кроме появления на радио вечерней программы по заявкам «Презент» (в 22:00 по пятницам) и ещё большего захламления эфира бестолковыми рекламами и новостями, в плане музыкальной политики на радио ничего не поменялось, то бишь моё любимое диско там по-прежнему не крутили, поэтому я всё чаще зависал с эфирами куда более разнообразного и свободного в музыкальном плане «М-Радио». Там я впервые услышал такие песни как U2 "New Year's Day", INXS "Original Sin", Supertramp "The Logical Song", Depeche Mode "Shake the Disease", Opus III "It's a Fine Day", Nirvana "Smells Like Teen Spirit", The Cure "Close to Me", Yes "Owner of a Lonely Heart", Tears For Fears "Shout", Spandau Ballet "True" и многие-многие другие...
     И всё же стоит отдать должное самому первому музыкальному радио в моей жизни - «Европе Плюс Москва». Именно благодаря его появлению в нашей стране, слушать радио стало так же модно и круто как слушать фирменную западную музыку на кассетах или катушках. А что меня всегда приятно поражало в радио "Европа Плюс Москва" – так это отменное качество звучания. Думаю, что в Москве в УКВ-диапазоне за все времена не было ни одной радиостанции с таким ошеломляющим качеством звука и это, конечно же, здорово подкупало, ибо даже средненькая по содержанию песенка начинала играть по радио новыми красками. А всё потому, что на этом радио ставили музыку исключительно с фирменных компакт-дисков, которая в таком первозданном виде (если не считать эфирных шумов и слабого вмешательства системы компандирования) и доходила до приёмников слушателей.

Posts from This Journal by “музыка моей жизни” Tag

  • Музыка моей жизни. Глава XIV

    Глава XIV 1996 год (Январь - август) В январе, будучи в гостях у одноклассницы, я впервые увидел на её VHS-кассете клип Ace of Base “…

  • Музыка моей жизни. Глава XIII

    Глава XIII 1995-ый год К сожалению, к середине лета 1994-го на телеканале 2х2 полностью перестали транслировать европейское MTV. Вместо…

  • Музыка моей жизни. Глава XII

    Глава XII 1994-ый год В только что закончившемся 1993-ем году появилось столько евродэнс-проектов, что казалось, новым взяться просто…

promo discoman april 7, 2017 08:00 67
Buy for 200 tokens
В наши дни в России музыку на компакт-дисках слушают очень немногие люди. Большинство моих друзей и знакомых крутят пальцем у виска, когда узнают, что я, как и 20 лет назад, продолжаю покупать эти переливающиеся всеми цветами радуги пластиковые блины. Откровенно говоря, я тоже лет эдак шесть не…

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
4to_to_ne_tak
Dec. 13th, 2015 07:23 pm (UTC)
прочла с большим интересом. а почему? потому что реально (хочешь верь, хочешь нет) я всегда недоумевала - кто вообще слушает это радио и зачем? поскольку для меня радио звучит только утром в качестве будильника и в машине, если почему-то не оказалось с собой сд.
почему я не воспринимаю радио -я все новое в музыке для себя черпала всегда из общения - с друзьями, в магазинах/сд развалах, в звукозаписях. и слушала всегда целиком альбом, нежели сборники и никогда не любила бэсты.
но теперь мне понятно, зачем люди слушают радио. спасибо за такой подробный рассказ.

Edited at 2015-12-13 07:23 pm (UTC)
discoman
Dec. 13th, 2015 07:39 pm (UTC)
У меня в школе были такие одноклассники, которые в 1990-ом году всё ещё тащились от "Белых роз" и "You're My Heart, You're My Soul". Больше, чем уверен, что большинство из них про "Мираж"-то узнали уже после развала Союза. А в плане зарубежной музыки там был полнейший швах. Так что какое уж тут общение с друзьями? Что я полезного мог из него подчерпнуть? Ну разве что "Льдинка, расстай" уже не канает и все прутся от "Розовых роз для Светки Соколовой"..


А брательник после переезда к жене уже не поставлял мне регулярно (раз в полгода) фирменную музыку, поэтому радио в 1990-1992 гг для меня являлось единственным источником модной западной музыки.

Edited at 2015-12-13 07:42 pm (UTC)
coolegga
Dec. 13th, 2015 09:59 pm (UTC)
Надо же,я и забыл,что ещё и М-радио было.Да,в Питере мы начали слушать именно в 91м и именно как "Европа плюс". Из ведущих только Стриж запомнил и то потому,что потом на ТВ светилась часто.А ещё потом были SNC(Стас Намин),Радио-Рокс,Радио Балтика и ,вот оно!-радио Максимум!) Которое я успешно могу слушать и сейчас ибо репертуар и стиль не особо поменялись. Через интернет,понятное дело.
discoman
Dec. 14th, 2015 05:30 am (UTC)
На радио Максимум я ещё подробно остановлюсь в одном из будущих выпусков. Оно ещё пока не появилось, ведь на дворе февраль 1991-ого)
bongodemon
Dec. 14th, 2015 06:38 am (UTC)
А для меня радио номер один - "Ностальжи". До сих пор где-то сзади стоят кассеты с массой хорошей музыки, записанной с этого радио.
А что до Мадонны - как раз вчера пересматривал "Дика Трейси". Фильм провалился в прокате... "ну тупыыые" (с)
discoman
Dec. 14th, 2015 07:21 am (UTC)
Всё верно. Где-то в это же время (начало 1991-го) я нашёл на УКВ радио "Ностальжи", но мне оно никогда не нравилось. Я максимум мог на одну песню задержаться. Там иногда крутили Джо Дассена. Это единственный исполнитель из всего репертуара радио, который мне нравился.


А на счёт Дика Трейси я не в курсе, так что шутку юмора не понял:)
bongodemon
Dec. 14th, 2015 07:29 am (UTC)
Дик Трейси - это шикарный кинокомикс 1990 года. Режиссер - Уоррен Битти, он же играет главную роль, за плохиша Аль Пачино, также в кадре замечен Дастин Хоффман. Мадонна играет певицу из клуба, но одним пением и демонстрацией форм дело не ограничивается.
Обалденная картинка, грим, отличная музыка (помянутый Vogue, если я не путаю, не вошел в фильм, но звучит на пластинке с саундтреком), стильный экшн, напоминающий фильмы про Чикаго времен сухого закона. Очень советую.
discoman
Dec. 14th, 2015 08:31 am (UTC)
О! Спасибо за рекомендацию. Гляну непременно. Я фанат Аль Пачино.
bongodemon
Dec. 14th, 2015 08:37 am (UTC)
Он в этом фильме жгет как небольшая атомная станция. Грозно-гротескный босс преступного мира в одном отдельно взятом мегаполисе.
discoman
Dec. 14th, 2015 01:18 pm (UTC)
Это самый первый родной образ Аль Пачино для меня:)
snow_alis
Dec. 14th, 2015 07:33 am (UTC)
Какой ты любитель радио оказывается, но да в те времена, кроме радио нормальную музыку негде было услышать)
Я помню как в приехав в гости в Москву все деньги потратила на кассеты с зарубежными сборниками, это была такая радость!)
discoman
Dec. 14th, 2015 08:38 am (UTC)
Я прекрасно тебя понимаю:))

Подробно про свою кассетную эпоху я напишу в будущих главах, ибо в начале 1991-ого года меня окружало лишь любимое радио и катушечник с несколькими катушками (с заезженной до дыр музыкой).
uberkraft
Dec. 14th, 2015 02:22 pm (UTC)
Да, везде все было по разному. В описываемое вами время я на русскоговорящие радиостанции уже не ориентировался. Уже появился доступ к зарубежным спутниковым телеканалам со стереозвучанием. Да и винилы в Беларусь все еще поступали. Я и мои друзья слышали все ключевые альбомы 80х и начала 90х практически в год их выхода. Эпичный Forever Young появился у нас в городе на винилах зимой 85 года. Свой винил Джорджа Майкла Faith мне пришлось продать из-за временных финансовых трудностей в 1989.

Вы не слышали Modern Talking в 1990 году потому что в тот момент для радио их музыка стала несколько архаичной. Особенно учитывая их затянувшуюся паузу с 1987 года. Kim Wilde в 1990 году была совсем неинтересной, поскольку ее безоговорочный пик был в 1983 году - Catch as Catch Can состоит практически из одних хитов. Самый близкий к 90году был ее альбом Close 88 года, очень коммерческий, и на мой взгляд, несколько бесцветный, увы.

...Честно говоря, слова "радио" и "качество" в одном предложении вызвали улыбку, без обид. Я понимаю, что вы просто сравнили между собой качество звучания различных радиостанций. Что касается "достижимого идеала" - то в 90году в бывшем СССР было уже достаточно видеомагнитофонов с запатентованной еще в 1984 году системой Hi-Fi Audio, обеспечивающих наилучшее качество стерефонической ЗАПИСИ звука на тот момент. До массового появления компакт-дисков в нашем городе оставалось еще несколько лет...
discoman
Dec. 14th, 2015 06:01 pm (UTC)
Судя по всему, вы были далеко не простым смертным в середине 80-ых. Во всяком случае, даже мой продвинутый в музыкальном плане и, прямо скажем, не бедный брат вообще не имел фирменных пластов - только первые копии на катушках. То есть мерить общее положение дел в среде меломанов по вашему случаю я бы не стал. Это первое.

На радио не крутили не только Modern Talking, но и современные диско-группы (ту же Сандру, например). А то, что на радио крутили Битлов и тот же Дженезис начала 80-ых, говорит о том, что ваша теория о неактуальности Modern Talking в 1990-ом году в СССР (сами-то верите в это?) рассыпается в пух и прах. Я думаю, что всё гораздо прозаичней - у Европы Плюс просто не было ни одного компакта МТ в фонотеке, поскольку в магазинах ими уже, понятное дело, не торговали, а покупать секонд-хэндные диски для взрослой радиостанции было не солидно.

На счёт видаков опять не соглашусь. Я, конечно, понимаю, что у работников торговли буржуйские видаки появились ещё в середине 80-ых, но типичный житель СССР (Ваш покорный слуга) первый стерео видак увидел в 1994-ом году по телевизору в рекламе. Я могу лишь предположить, в каком кругу вы вращались в конце 80-ых, но среди моих друзей и знакомых не было ни одного человека со стерео-видаком в начале 90-ых, а у меня самого шестиголовочный Hi-Fi Стерео видак Sony появился лишь в 1997-ом году. Поэтому ваши истории про то, что в 1990-ом году меломаны юзали стерео-видаки, мягко говоря, не соответствуют действительности. В 1990-ом году иметь дома даже советский моно-видак "Электроника ВМ-12" было очень круто, уж поверьте.

Поэтому я настаиваю на том, что в 1990-ом году у "Европа Плюс Москва" было обалденное качество звука. И дело не в объемном стерео - "Ригонда" это моно-приёмник, если Вы не в курсе. Просто звук был очень приятным, мягким и в то же время сочным. Ни одно другое радио на УКВ и близко не стояло по звуку.

А вот на счёт спутникового ТВ отчасти соглашусь. В Латвии, например, спутниковые тарелки в 90-ом году были уже довольно распространены.
uberkraft
Dec. 14th, 2015 07:48 pm (UTC)
То есть деньги и возможности купить Битлов и Дженесис у радиостанции таки нашлись? И в магазинах все нашлось? Не видите противоречия? Думаю, что Модернами все объелись на тот момент, из всех скороварок звучало. И я веду речь об актуальности для определенной радиостанции, а не для слушателя вообще.

Любое обобщение страдает и, в принципе, ущербно. Именно поэтому я пишу "Я", "у меня", "в моем городе" и проч., и нигде "у всех", "во всем СССР", "у всех меломанов". Заметили? Поэтому мне понятно, что для вас, ваших друзей и для вашего города ситуация обстояла так, как вы описали. А в других местах, как вы понимаете, бывало и по-другому. Доказывать, соответствуют ли действительности мои истории мне неинтересно. Если с юных лет ищешь единомышленников, от обязательно находишь увлеченных и неравнодушных людей. А когда есть некий "клуб по интересам", то информированность и доступ к ресурсам многократно возрастают.

Лично себе Hi-Fi Stereo видак я купил за свою почти полугодовую зарплату в 94 году, хотя в нашем городе эти аппараты хотя и не были мейнстримом, но и удивить ими уже никого было нельзя (вот лаптоп - это была сила!!!)
А компакт-диски тогда были еще очень и очень дороги.
discoman
Dec. 14th, 2015 08:05 pm (UTC)
Ха))))
Беатлес и Genesis - это мэйнстрим. Их штампуют (издают и переиздают) миллионными тиражами чуть ли не каждый год. Поэтому найти в магазине любой альбом Genesis или Beatles не составляло труда ни в какие времена. А вот найти Modern Talking, C.C.Catch и прочую дискотню, которая до 1987-го выходила преимущественно на виниле (тиражи на CD были, это правда, но они были мизерные), было ой как непросто.


Заметил только после вашего акцентирования. Кстати, представляю как было круто в совке зимой 1985-го слушать "Forever Young". Я прям зауважал вас. Я-то, увы, до AV добрался лишь в 1992-ом, впрочем об этом в следующих главах.

А что касается единомышленников, то в реальной жизни я их так и не нашёл. Все единомышленники по музыкальной части появились исключительно благодаря интернету. И первый мощный прорыв случился в 2003-ем году.

Про лаптоп я узнал впервые году эдак в 1995-ом, но он никогда не был для меня предметом мечты. Я до сих пор прекрасно обхожусь в обычной жизни (не будем про работу) без лаптопа.

На счёт компактов - согласен. Впрочем, им будет посвящена отдельная глава. Не будем забегать вперёд.
uberkraft
Dec. 14th, 2015 08:41 pm (UTC)
В 1985 году Алфавил была неимоверно вдохновляющей музыкой, я не буду скромничать. Мне было тогда 17 лет и все было очень ярко и насыщенно. Но у песен был немного другой вес: самой-пресамой для нас была "A Victory of Love", возраст такой и потому что мы считали, что наши девушки как водится she's pulling the strings When she's playing with love :-). Следующей была Sounds Like a Melody. Это был настолько новаторский свежак на то время, что мало групп вообще в моей личной истории смогли повторить такой восторг (впрочем смогли). Ну а собственно сам трек Forever Young - этот гимн навсегда останется с нами, не так ли? Только в 17 лет ты его воспринимаешь иначе чем в 40+, например, но любить не перестаешь...

Лаптопы в начале 90х - тут не мечта, сколько "неземной артефакт", как-то так... Дичайшая миниатюризация, 3 дюймовые дискеты, "носимый" компьютер...
discoman
Dec. 14th, 2015 08:52 pm (UTC)
У меня все вещи на альбоме - самые-самые. Не могу выделить ни одну при всём желании. Недаром этот альбом занимает самую верхнюю строчку в моём списке любимых альбомов всех времён.

И что касается Forever Young, то гимн это самое меньшее, что только можно сказать про неё. Конечно, мои личные ощущения в 1992-ом и сейчас несколько разные, но песня так же горячо любима как и тогда, как впрочем и весь альбом.


Кстати, если ещё не читали, крайне рекомендую - http://discoman.livejournal.com/117964.html
uberkraft
Dec. 15th, 2015 01:52 am (UTC)
Прочитал, от души. Вот вам мой линк в ответ:
http://uberkraft.livejournal.com/3574.html

А если не устали от "многабукаф" - то тут немного о нашей музыкальной жизни в 80ые:
Часть 1:
http://uberkraft.livejournal.com/10006.html

Часть 2:
http://uberkraft.livejournal.com/17114.html


Edited at 2015-12-15 01:53 am (UTC)
discoman
Dec. 15th, 2015 10:58 am (UTC)
Потрясающе!
Можно сказать, смаковал каждую букву, особенно в первой части.
viu_vitsu
Dec. 14th, 2015 05:50 pm (UTC)
Читала и пыталась вспомнить, слушала ли я радио в означенный период времени? Перечисленные имена и композиции все узнаваемы (ну, наконец-то!), но скорее всего, познакомилась я с ними значительно позже. Кроме кассет с русским роком, наверное, в ту пору ничего не слушала, хотя в доме было аж целых два японских магнитофона c радио fm диапазона. Даже странно и непонятно, почему зарубежная музыка до такой степени меня тогда не интересовала.
И очень жду рассказ про радио "maximum", моя любимая в прошлом веке радиостанция.
discoman
Dec. 14th, 2015 06:05 pm (UTC)
Ну до радио Максимум ещё не скоро дойду, так что лучше не жди) Во всяком случае, точно не в этом году.

Я тоже удивлён, что ты была равнодушна к западной музыке. Я без неё буквально дышать не мог в начале 90-ых.
mahnozoid
Jun. 19th, 2016 10:20 am (UTC)
С первыми альбомами я познакомился в 2015 году, и они оказались очень толковыми для поп-музыки. Качественный саунд, как и трио от Джексона. Ближе к 10м Мадонна возомнила себе нестареющей Бритни, и начала гнать дешманский проходной дэнс.
discoman
Jun. 19th, 2016 02:28 pm (UTC)
Творчество Мадонны никогда особо не нравилось.
mahnozoid
Jun. 19th, 2016 02:41 pm (UTC)
А у меня некая ностальгия по псевдо 80м, которы существуют в моей фантазии. Там Мадонна и поёт.
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

Меломан
discoman
Disco Maniac

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel