Disco Maniac (discoman) wrote,
Disco Maniac
discoman

Category:
  • Mood:

"От винампа до фубара" или эволюция виртуального аудио

Моё знакомство с Winamp'ом произошло в начале 1999-ого. Как-то я зашёл к другу в гости, а у него в комнате играет музыка не с кассетной деки "ЯУЗА-МП-221С", как обычно, а с какого-то программного плеера в Win95.
         До этого если мы и слушали музыку с компьютера, то это был либо Scream (Fast) Tracker, либо Cubic Player, в крайнем случае Cakewalk Professional (у нас с ним была шикарная коллекция MIDI-музыки, которую просто обалденно воспроизводила Wavetable-плата YAMAHA DB-50XG). Здесь
же из его JBL-вских колонок доносился вполне себе реальный трек Scooter "Fire".
         По сравнению с широко-распространённым в 1995-1997 годах форматом сжатия
ADPCM (Адаптивной дифференциальной импульсно-кодовой модуляцией), качество того, что я слышал, было почти не отличимо от обычной кассеты. Напоминаю, что в середине '90-ых содержимое многих CD-ROM'ов с муз. архивами популярных исполнителей (Queen, Nautilus Pompilius, Pink Floyd, Jean-Michel Jarre, Depeche Mode, The Bealtes и т.д.) состояло в основном из сжатых алгоритмом ADPCM файлов. Этот убогий алгоритм хоть и не предъявлял высоких требований к ресурсам компьютера при воспроизведении, зато от оригинальной фонограммы оставлял рожки да ножки и разрабатывался для сжатия речи, но никак не музыки. На фоне отвратительно-железно-звучащих 4-битных АДИКМ-файлов, MP3-музыка играла вполне сносно, правда в верхне-частотном диапазоне можно было то и дело слышать неприятные артефакты, которые были похожи на звучание пожёванной кассеты. Главное же достоинство MP3 было в том, что файл с битрейтом 128 кбит/c занимал даже меньше места, чем поганый АДИКМ-файл. В тот день я, обрадованный тем, что музыкальный контент на компьютере больше не будет ограничиваться исключительно MIDI-, S3M-, XM- и MOD- файлами, вернулся домой. Впрочем, слушать MP3 мне было не на чем, ибо в 1999-ом году у меня был морально-устаревший 486-DX2-66 MHz с объёмом винчестера всего 420 Мб, который к тому же был под завязку забит любимейшими DOS-овским играми. Однако я не сильно огорчался по этому поводу, ибо в студенческие времена мне вполне хватало музыки на кассетах и болгарских компактах с "Горбушки"...



Когда же у меня появился солидный комп на базе Intel Celeron 466 MHz, и я подключился к локальной городской сети, желание слушать большое количество музыки, свободно валяющейся в сетевом окружении из почти 250 компьютеров, пусть и в посредственном качестве (MP3-128 kb/s), взяло верх. Сейчас сложно поверить, но летом 2000-го приемлемым для меня качеством обладал битрейт 112 kb/s. Однажды мы посовещались с одним приятелем-меломаном и решили, что это оптимальный битрейт, т.к. качество у него почти не отличимо от 128 kb/s, зато на диске занимает на 12% меньше места. Увы, к началу 2001-го года я стал замечать, что некоторые композиции в 112kb/s просто невозможно слушать. Это было особенно заметно, когда я переключал вход усилителя с "CD" на "AUX" (выход Sound Blaster), поэтому я пытался при всякой возможности найти музыку хотя бы в CBR-192 kb/s, а в идеале 256 kb/s, но так или иначе вынужден был ограничивать свои музыкальные аппетиты, поскольку объём винчестера составлял жалкие 10 Гб...
Лишь в 2003-ем году, разжившись диском на 80 Гб, я смог вздохнуть свободно и начал поиски музыки преимущественно с битрейтом не ниже 256 kb/s. Именно поиски, поскольку в 2003-ем году большинство интересующей меня музыки не валялось свободно в интернете, а уж найти её в CBR-320 kb/s было просто невозможно. Приходилось через различные музыкальные форумы находить фанатов людей с коллекциями компакт-дисков и с переменным успехом просить их конвертнуть тот или иной диск в MP3-320. Многие предприимчивые меломаны и коллекционеры делали на этом бизнес, организовывая свои сайты с каталогами музыки на заказ. В 2003-ем году один DVD-R с записанной музыкой в CBR-256 kb/s или 320 kb/s, выбранной из внушительного каталога, включавшего большое количество по-настоящему редких альбомов и макси-синглов, стоил в районе 500 рублей. Учитывая стоимость трафика в моём городе (около рубля за мегабайт), покупка такого диска была для меня почти в 8(!) раз выгодней, чем скачивать это всё из интернета при условии, что было откуда скачивать. Впрочем, сейчас не об этом...

Где-то в то же время я узнал про плеер, который воспроизводил музыку намного качественнее Winamp'a - Apollo37. Однако этот плеер со своим фирменным слоганом "Качество звука скином не улучшить" (Sound quality is not skinnable), имел много недостатков, среди которых, естественно, невозможность поменять стандартный скин, невозможность редактировать тэги, кривой режим случайного воспроизведения и самое главное - невозможность подключить плагин для сетевого вещания (SHOUTcast), поэтому побаловавшись им какое-то время, я снова вернулся к Winamp 2.80. Дело в том, что у меня в то время было своё радио в локальной сети - Radio AbracaDabra, так что я не мог пожертвовать своей аудиторией, в количестве почти двадцати преданных слушателей, ради чуть более качественного звука. К моей огромной радости где-то в 2004-ом году у Winamp'a появилось много мощных плагинов, серьёзно улучшающих дефолтное звучание (например, In_Mpg123), так что Winamp стал давать практически не отличимое от Apollo37 качество.
В середине 2006-ого года я закрыл Radio AbracaDabra, поскольку с появлением в Москве радио "Best-FM", чей репертуар на 60-70% совпадал с репертуаром моего радио, музыка из моей виртуальной коллекции перестала быть эксклюзивной, соответственно, количество регулярных слушателей постепенно снизилось до нуля. Без потребности в SHOUTcast меня больше ничего не привязывало к Winamp'у, и я мог слушать музыку абсолютно любым плеером, в том числе и многострадальным Apollo. Однако в 2007-ом году разработчики Apollo37 перестали поддерживать свой плеер и стало понятно, что все его косяки так никогда и не будут устранены...
К 2010-ому году, когда объёмы жёстких дисков уже не создавали никаких ограничений для хранения чего бы то ни было, я постепенно стал переходить на новые форматы сжатия без потерь качества - FLAC и APE. И если сказать по правде, то на своём тракте (SoundBlaster Live 5.1 + усилитель SONY) разницы между MP3-CBR-320 и FLAC/APE я не слышал от слова совсем, поэтому совершенно не брезговал и музыкой в MP3-320 kb/s.
В 2011-ом году я, наконец-то, обзавёлся качественной звуковой платой ASUS XONAR ESSENCE STX. Вот это была КРАСОТА! Вот это был ШАРМ!  Только теперь я пользовался не каким-нибудь винампом, а плеером foobar2000 с установленным ASUS XONAR ASIO DRIVER. Вместе с этим плеером карта давала приятно-деликатный звук, который хотелось смаковать, особенно при слушании в наушниках.
Ну а ещё позже, обзаведясь ламповым усилком и один раз послушав MP3 через него, я понял, что ламповая техника и MP3 не очень-то совместимы. Живые инструменты в случае mp3 становятся какими-то упрощённо-условными, теряя тончайшие нюансы вместе с объёмом, а это здорово отвлекает от наслаждения музыкой после того, как хоть раз услышал, как она МОЖЕТ звучать. Справедливости ради стоит сказать, что танцевальная музыка (EuroDance, EuroTrance и подобные стили) ничего не теряет при конвертации её в MP3-320 kb/s. Однако вот уже более трёх лет я предпочитаю слушать музыку во FLAC и АРЕ, ведь foobar2000 даёт поистине фантастическое качество звука при воспроизведении этих форматов.
На сегодняшний день качество воспроизведения FLAC- или APE- файлов с компьютера не отличимо от качества звучания компакт-дисков с транспорта, подключенного к тому же ЦАП'у, что и цифровой SPDIF-выход моей звуковой платы. Конечно, если не замечать едва заметного шума от кулера блока питания, который, впрочем, никуда не исчезает и при слушании пластинок и компактов, ведь компьютер включён почти всегда. Поэтому те, кто утверждают, что компьютер не может являться источником высококачественного цифрового аудио либо нагло врут и пытаются развести любителей Hi-Fi на покупку дорогих и бессмысленных в наши дни компонент, либо просто сильно не в теме.


        Всем, кто осилил этот объёмный текст, респект и отличного настроения!
Tags: hi-end, музыка, ностальгия
Subscribe

Posts from This Journal “ностальгия” Tag

  • Мой компьютерный мир. Часть VI

    Для тех, кто пропустил предыдущие части: Первая часть (Моё первое знакомство с микроэлектроникой) -> здесь Вторая часть (Мой первый компьютер…

  • Мой компьютерный мир. Часть V

    Для тех, кто что-то пропустил: Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь Четвёртая часть…

  • Мой компьютерный мир. Часть IV

    Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь К весне 1994-го года через мой 286-ой компьютер прошло…

promo discoman may 23, 2020 20:00 68
Buy for 200 tokens
К середине восьмидесятых годов прошлого века советские меломаны разделились на тех, кто слушал музыку на кассетах и тех, кто слушал музыку на катушках. Была ещё незначительная прослойка тех, кто предпочитал слушать музыку на пластинках, но учитывая никакущий выбор зарубежной, да и приличной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments

Posts from This Journal “ностальгия” Tag

  • Мой компьютерный мир. Часть VI

    Для тех, кто пропустил предыдущие части: Первая часть (Моё первое знакомство с микроэлектроникой) -> здесь Вторая часть (Мой первый компьютер…

  • Мой компьютерный мир. Часть V

    Для тех, кто что-то пропустил: Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь Четвёртая часть…

  • Мой компьютерный мир. Часть IV

    Первая часть -> здесь Вторая часть ->> здесь Третья часть ->>> здесь К весне 1994-го года через мой 286-ой компьютер прошло…